Представления о природе детской игры в контексте психоаналитической, когнитивной и культурно-исторической теории

Фрейд. Проигрывает неприятные ситуации.Игра как искусство и наука, обходной путь в преодолении барьеров, которое ставитобщество на пути удовлетворения влечений.

Адлер.В игре ребенок пытается заглушить неполноценность, слабость. Протест неполноценности.

Когнитивнаятеория

Пиаже,ранние работы

«Теориидвух миров». До 2 – 3 лет ребенок живет в целостном мире. Реальното, что желательно. После 3-х лет до 7 лет – 2 мира. 1 – мир реальности.2 – мир субъективности (мир желаний, игры). Через игру удовлетворяет своижелания. 7 лет – один мир с вытесненными желаниями.

Поздниеработы

Игра 3 этапа:

  1. практическая игра – ребенок получает удовольствие от результатадействия;
  2. 2 – 7 лет – воображение. В игре воспроизводит то, что с нимпроисходит в жизни;
  3. игры с правилами (8 – 11 лет) – игры, которые контролируются.

Культурно-историческаятеория

Выготский,Эльконин

Игракак ведущая Деятельность дошкольного возраста. В игре развивается умение общатьсясо сверстниками и саморегуляция, нормы поведения, этические нормы, копированиевзрослых.

Вигре появляется децентрация – избавление от эгоцентризма.

Леонтьев.Ведущая Деятельность.

Этота Деятельность, в которой появляются новые виды Деятельности, характерные дляследующего возрастного периода. Ребенок учится играя. Формируются основные психическиефункции (творческое воображение), от которого зависит изменение Личности ребенка,наблюдаемое в данный возрастной период.

Младенчество – эмоциональное общение.

Раннее детство – предметно-манипулятивная Деятельность.

Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра.

Игра – учебная Деятельность.

Младший подростковый возраст – интимно-личностное общениесо сверстниками.

Старший подростковый возраст – учебно-профессиональнаяДеятельность.

ВедущаяДеятельность является ведущей в силу условий жизни.

Петровскийкритиковал:

  1. нет экспериментального обоснования;
  2. наличие одной ведущей Деятельности задает однообразие развития;
  3. нет единства в понимании ведущей Деятельности.

Психологивыделяют разные ведущие Деятельности:

Дошкольный возраст:

  • Эльконин – игра
  • Лисина – общение
  • Коган – детско-художественное творчество

Подростковый возраст:

  • Эльконин – интимно-личностное общение
  • Коссаковский – учебная Деятельность
  • Коган – познание
  • Фельштейн – общественно-полезная Деятельность

Игра – это феномен детского развития, где переживаниеи осознание соединяются. Происходит психологическое развитие.

«Вседействительное – разумно». Гоголь.

Психоанализ(Фрейд, Юнг, Хорни, Фромм)

Существуютвлечения и их надо реализовывать. Но прямая реализация запрещена обществом,а подавление ведет к неврозу. Появляется искусственная реализация, символическаяреализация этих влечений – игра. Принцип удовольствия согласуется с принципомреальности. Игра является выражением глубинных инстинктов или влечений. Биологизаторскийподход. Символический характер игры. Интерпретация подменных смыслов игровыхдействий, сложная символизация. Игра сближается со сновидением, символическаяреализация влечений.

Культурно-исторический(Выготский)

Играрассматривается в социальном контексте. Связывает игру с ориентировочной Деятельностью.Основным аспектом игры является моделирование социальных отношений.

Роли,правила, умение управлять своим поведением моделируются в игре. На первом плане– роли, на втором – правила. Управление поведением (Эльконин).

Вигре происходит социализация. В младшем школьном возрасте игра является ведущейДеятельностю.

Культурно-историческая теория рассматривает 3 аспекта игры:

  • моделирование социальных отношений (стремление войти в систему социальныхотношений не может реализоваться в реальности);
  • усложнение социальных отношений, моделируемых в игре;
  • роли и правила моделируются в игре. Сначала на первом плане роли, апотом правила.

Когнитивный(Найсер, Пайвио)

Какиекогнитивные функции развивает игра? Игрой замещает реальный предмет. Игравыступает как развитие символической функции. Игра – развитие символическойфункции. Моделирующий характер игры объектов усложняется, абстрагируетсяот конкретных символов (шахматы). Развитие воображения.

ДРУГОЕ

Игры с детьми фото

Игры с детьми

Введение и обоснование Клиент-центрированный подход к работе с детьми обусловливает предоставление им широких…

Функции фантазии в игре детей фото

Функции фантазии в игре детей

Функции фантазии в игре детей Способность варьировать объект игры при помощи фантазии, дает ребенку чувство власти над…

Проблема потребности в игре фото

Проблема потребности в игре

Исследования феномена игры неоднократно предпринимались с различных позиций. "Материалистическая психология" и…

Ролевая игра фото

Ролевая игра

Многофункциональная диалоговая диагностическая и коррекционно-тренинговая методика, в которой моделируются условия для…

Игра деловая фото

Игра деловая

Форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности: деятельность участников на…

Младенческий возраст фото

Младенческий возраст

Период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа:…

Игра фото

Игра

Активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной деятельности. Игра и животных, и детей имеет…

Ролевая игра детей фото

Ролевая игра детей

Преобладающая для детей дошкольного возраста форма игры, в которой происходит игровое моделирование детьми действий и…

Дошкольный возраст фото

Дошкольный возраст

Этап психического развития от 3 до 6-7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет…

» » Представления о природе детской игры в контексте психоаналитической, когнитивной и культурно-исторической теории