Зависимость мотивации персонала от предоставляемых и ожидаемых льгот

В проблеме поведения человека на рабочем месте вопросу мотивации уделяется особое внимание. Практически в любой организации руководители понимают, что людей к работе надо побуждать. В настоящее время для побуждения работников к эффективной трудовой деятельности имеется широкий набор инструментов воздействия. Одним из таких инструментов выступают льготы. Льгота - возможность, удовлетворяющая трудовые потребности работника в условиях трудовой деятельности, предоставляемая ему работодателем или обнаруживаемая им самостоятельно. Обычно, устраиваясь на работу, кроме главного материального стимула - заработной платы, человек также "получает" нематериальные стимулы - определенный набор льгот. Какие именно льготы в этот набор входят - решает работодатель. Но будут ли предоставляемые льготы положительно влиять на мотивацию работников, нужны ли работникам именно эти льготы.

Целью нашего исследования являлось определение влияния льгот на мотивацию работников. Эта цель определила постановку и решение следующих задач: выявить предпочтение работников в выборе "зарплата - льготы"- определить, как отличаются льготы, предоставляемые работникам, от льгот, которые работники хотели бы получать. Была сформулирована гипотеза: предпочтение тех или иных льгот работниками зависит от факторов демотивации или неудовлетворения потребностей. Для решения поставленных задач были разработаны две методики, в основу которых был положен метод анкетирования.

Участниками исследования выступили работники бюджетной организации - учителя средней школы - 15 человек в возрасте от 26 до 36 лет, и работники коммерческой организации - торговые представители дистрибьюторской компании, 15 человек в возрасте от 25 до 41 года. Исследование проводилось в сентябре 2005 года.

Полученные нами результаты эмпирического исследования позволяют сформулировать следующие выводы.

1. Заработная плата и льготы по отдельности не являются достаточным стимулирующим фактором для выбора конкретного вида трудовой деятельности.

2. На повышение заинтересованности работника в выполнении определенной работы оказывает влияние оптимальное сочетание размера заработной платы и набора конкретных льгот.

3. Работникам бюджетной организации предоставляют недостаточное количество льгот, с помощью которых можно достаточно полно удовлетворить базовые потребности, поэтому желаемые ими льготы имеют направленность на удовлетворение потребностей этого уровня.

4. Работникам коммерческой организации предоставляют льготы, достаточные для удовлетворения базовых потребностей, поэтому желаемые ими льготы имеют направленность на удовлетворение потребностей более высокого уровня.

Результаты исследования подтвердили поставленную гипотезу: предпочтение работниками определенных льгот напрямую зависит от факторов демотивации или неудовлетворения потребностей.

На основе проведенного исследования была разработана методика комплексной оценки мотивации персонала. Данная методика была успешно применена в ряде компаний Санкт-Петербурга.

Макарова Т.А.

ДРУГОЕ

» » Зависимость мотивации персонала от предоставляемых и ожидаемых льгот