Переживание одиночества в подростковом и юношеском возрасте

Проблема одиночества - одна из самых острых в современной социальной жизни. Эта проблема обусловлена социальными, психологическими, экономическими и культурными факторами. Одиночество осознается наиболее остро в подростковом возрасте. Испытываемые подростками и молодыми людьми негативные переживания влияют на процесс социализации и формирования личности и могут стать одной из причин их социальной дезадаптации. Анализ сложившейся ситуации показывает, что в молодежной среде наблюдается рост негативных социально-психологических явлений, таких, как неуверенность в себе, увеличение стрессовых ситуаций, нарушение межличностных взаимоотношений, отчаяние, одиночество. Чрезвычайно важным является раннее распознавание причин этих проблем, в частности проблем одиночества. Целью нашего исследования явилось выявление особенностей переживания одиночества в подростковом и юношеском возрасте и его взаимосвязь с такими внутренними мотивами личности, как стремление к принятию и страх отвержения, самоотношение, отношения с родителями и ценностные ориентации личности.

Мы выдвинули следующие гипотезы: 1) одиночество переживается по-разному в подростковом и юношеском возрасте- 2) одиночество связано с разными особенностями личности в подростковом и юношеском возрасте. Для подтверждения гипотез были использованы следующие методики: модифицированная шкала измерения одиночества UCLA, модифицированный опросник К.Рубинстайн, Д.Шейвера, тест мотивации аффиляции А.Мехрабиана, тест ценностных ориентаций в модификации Е.Б.Фанталовой. Полученные данные обрабатывались с помощью методов математической статистики.

В исследовании приняли участие 100 человек: 50 учащихся общеобразовательных школ в возрасте 14-15 лет и 50 учащихся высших учебных заведений в возрасте 19-21 года.

В результате нашего исследования мы обнаружили, что существуют качественные и количественные различия в переживании одиночества в подростковом и юношеском возрасте. Выявлено, что в юности чувство одиночества возникает чаще, чем в подростковом возрасте. Это связано с повышенным вниманием молодого человека к своему внутреннему миру и стремлению к уединению. В подростковом возрасте в состоянии одиночества чаще всего возникает скука, а в юности - печаль, которая также свойственна подросткам.

Существует взаимосвязь переживания одиночества с мотивационными характеристиками личности. И в подростковом (r= -0,40- p<0,01) и в юношеском возрасте (r= -0,43- p<0,01) одиночество взаимосвязано с таким внутренним мотивом личности, как стремление к принятию. При этом в юношеском возрасте молодые люди с высоким уровнем страха отвержения чаще чувствуют себя одинокими (r= 0,53- p<0,001), чего не было обнаружено в подростковой выборке.
В обеих выборках выявлена обратная взаимосвязь одиночества с самоотношением (подростковая выборка - r= -0,39- p<0,01- юношеская выборка - r= -0,51- p<0,001). Особенностью переживания одиночества в подростковом возрасте является взаимосвязь показателей одиночества и оценивания собственной привлекательности (r= -0,28- p<0,05).

Выявлена взаимосвязь переживания одиночества с ценностной сферой личности. И в подростковом, и в юношеском возрасте при неудовлетворении потребности в общении с друзьями, а также при высоком уровне важности, но низком уровне доступности уверенности в себе ощущение одиночества возрастает. В подростковом возрасте ощущение одиночества чаще возникает у подростков с низким уровнем важности наличия друзей и любви, а в юношеском возрасте чувство одиночества является следствием низкой доступности активной деятельной жизни.

Таким образом, наши гипотезы о существовании различий в переживании одиночества и в особенностях личности, связанных с одиночеством, в подростковом и юношеском возрасте подтвердились.

Шарипова Я.Р.

ДРУГОЕ

Типы переживания одиночества фото

Типы переживания одиночества

Одиночество как социально-психологическое явление рассматривается в отечественной и зарубежной литературе достаточно…

» » Переживание одиночества в подростковом и юношеском возрасте