Сказкотерапия в превенции правонарушений в подростковом возрасте

Подростковый возраст является не только "переходным", но и "трудным", "опасным", "проблемным". Количество подростков, склонных к правонарушениям, велико. Специфичность подростковых правонарушений, прежде всего в том, что значительная их часть импульсивна, не является результатом продуманного решения. Такие правонарушения являются результатом недостаточного развития рефлексии. Также подростковые правонарушения в большинстве случаев совершаются в группах. Участие подростка в групповом правонарушении, как правило, обусловлено не его желанием, а неумением отказаться, неумением сказать "нет", несамостоятельностью. Автономия, которую должен достичь подросток достигается нелегко. При этом, слабое развитие эмпатии в подростковом возрасте приводит к конфликтам и отсутствию взаимопонимания с людьми.

Подростковый возраст необычайно важен для развития любого человека, нерешенные или неправильно решенные проблемы подростка могут наложить отпечаток на всю его последующую жизнь, привести к развитию таких негативных черт характера, как несамостоятельность, инфантильность, недоверчивость, конфликтность, ни на чем не основанное бунтарство и многих других. Э. Эриксон называет темой подросткового возраста "идентичность против неопределенности". Достижение идентичности не всегда проходит легко. Мы нередко встречаем взрослых людей, не достигших личностной идентичности Социальные условия длительное время российской истории не способствовали политическому, религиозному, нравственному самоопределению личности, заставляя многих задержаться на стадии преждевременной идентичности, характерной для подросткового возраста. Сейчас социальные условия меняются, но это не гарантирует самоопределение, самоопределение - это работа личности. Одной из задач, стоящих перед человеком в подростковый и, отчасти, юношеский период, является построение иерархии ценностей, для чего необходимо их осмысление, построение осознанного непротиворечивого мировоззрения. При этом мировоззрение подростка, как правило, не сформировано, нравственные ценности не осмыслены, поведение непоследовательно. Если будет достигнута преждевременная идентичность - усвоение ценностей без их осмысления, то истинная идентичность может не сформироваться.

На наш взгляд, можно предложить психологам в работе с подростками использовать сказкотерапевтические программы. Сказкотерапия является методом творческим, способствующим поиску смысла и построению иерархии ценностей, развитию рефлексии. Сказки могут использоваться при работе с подростками по следующим типичным проблемам:

- неприятие себя,

- неконтролируемые вспышки агрессии,

- чувство одиночества,

- конфликты,

- неадекватные сексуальные влечения,

- инфантильность, слабоволие и т. п.

Сказки могут использоваться для диагностики проблемы, для поиска решения проблемы (сказка способствует раскрепощенности воображения, так как в сказке все возможно), для подсказки определенного решения.

Сказкотерапевтическая программа для подростков, может быть направлена на развитие рефлексии и осмысление ценностей. Сказкотерапия хорошо принимается подростками, так как здесь легко исключить дидактичность и морализаторство. Выводы, к которым приходит подросток или группа, достигаются самостоятельно, и обладают, поэтому большей ценностью.

Занятия в сказкотерапевтической группе также способствуют снятию психологического напряжения, выходу из стрессовых ситуаций и преодолению скуки, улучшению эмоциональной насыщенности. Эти аспекты сказкотерапии могут стать важным фактором, предупреждающим употребление психоактивных веществ, которые в начале приобщения к ним служат для снятия стресса и преодоления скуки. Э. Берн писал, что девиз подросткового возраста: "Оставьте меня в покое, но не бросайте меня одного". Мне представляется, что это требование "не бросать" подростка относится ко всем тем, кто с ними работает. Наше терпение, такт, деликатная поддержка, наши требования, выраженные как предложение к сотрудничеству, могут стать для них мостиком на пути преодоления кризиса, а сказкотерапия - одним из эффективных методов помощи. К сожалению, методы сказкотерапии для подростков пока еще недостаточно вошли в арсенал психологов.

Черняева С.А.

ДРУГОЕ

Подростковый возраст фото

Подростковый возраст

Подростковый возраст. Подростковый возраст (англ. teenage period,adolescence)— период онтогенеза,переходный между…

» » Сказкотерапия в превенции правонарушений в подростковом возрасте