Психологические особенности учащихся естественнонаучного класса

Проблема "Психологических особенностей учащихся естественнонаучного класса с разными уровнями интеллекта" включает в себя исследование стиля мышления, тип темперамента, а также общие способности и их психофизиологические основы. Данная проблема была рассмотрена многими психологами, но основной вклад в некоторые аспекты рассматриваемой проблемы внес Теплов Б.М. Несмотря на достигнутые результаты в исследуемой области психологии, психофизиологические основы общих способностей и стили мышления у учащихся с различными уровнями интеллекта пока недостаточно изучены. Цель работы. Исследовать тип и свойства темперамента и стиль мышления у подростков с различным уровнем интеллекта естественнонаучного класса.

Гипотеза исследования. Взаимосвязь типа и свойства темперамента уровня интеллекта и стиля мышления специфична у испытуемых с разным уровнем интеллекта.

В процессе эмпирического исследования были использованы следующие методики: тест "Прогрессивные матрицы" Дж.Равена для диагностики интеллектуальных способностей- тест С.Медника для диагностики вербальной креативности- краткий вариант теста Торренса для диагностики невербальной креативности- тест-опросник Я.Стреляу для диагностики свойств нервной системы- опросник структуры темперамента В.М.Русалова для диагностики свойств темперамента- тест "Стиль мышления" Р.Брэнсона и А.Харрисона.

Объектом исследования выступили учащиеся 10 естественнонаучного класса Классического лицея №1 при РГУ в количестве 30 человек.

Был использован корреляционный метод математической обработки, и соответственно была выявлена корреляционная связь между интеллектом и эмоциональностью = 0,713*(при р<0,05)- невербальной оригинальной креативностью и эмоциональностью =-0,815- идеалистическим стилем и синтезаторским =-0,716*- невербальной оригинальной креативностью и невербальной уникальной креативносью = 0,898* - вербальной оригинальной креативностью и вербальной уникальной креативностью = 0,956*- силой возбуждения и уравновешенности = 0,638*- подвижностью и эргичностью = 0,551*- интеллектом и социальной пластичностью = 0,489* - невербальной уникальной креативности и идеалистическим стилем = 0,538* - социальной эргичностью и идеалистическим стилем = 0,470* - пластичности и идеалистическим стилем = 0,470*- аналитическим стилем и социальной пластичностью = 0,479*.

В результате проведенного исследования было выявлено, что для подростков с высоким уровнем интеллекта характерны такие психологические особенности, как сильная нервная система, подвижность нервных процессов- таким образом, соответственно доминирующим типом темперамента является сангвиник, также важно отметить в данной группе испытуемых отсутствие меланхолического типа темперамента. Также были выявлены высокие показатели невербальной уникальной креативности. Для данной группы ярко выраженным является аналитический стиль мышления и гибкость использования различных стилей в зависимости от характера задач. Можно предположить, что в основе такой особенности лежит подвижность нервных процессов.

Для респондентов со средним уровнем интеллекта были выявлены следующие психологические особенности: в большей степени преобладает слабая нервная система и неуравновешенность в сторону торможения, соответственно доминирующим типом темперамента является меланхолик. В данной группе были выявлены и другие типы темпераментов, но отсутствует флегматический тип. Все перечисленные характеристики, являются существенно различными относительно испытуемых с разным уровнем интеллекта, но результаты исследования стиля мышления у обеих групп показали, что преобладание определенных стилей не зависят от уровня интеллекта, свойства нервной системы и типа темперамента. Предположительно, взаимосвязь стилей мышления у учащихся с разным уровнем интеллекта опосредована спецификой обучения, имеющего естественнонаучное направление.

Таким образом, выдвигаемая нами гипотеза о том, что взаимосвязь типа и свойства темперамента, уровня интеллекта и стиля мышления специфична у испытуемых с разным уровнем интеллекта, на данной выборке подтвердилась частично. Корреляция между темпераментными свойствами и параметрами интеллекта интерпретируются со стороны психофизиологического подхода как причинная зависимость.

Козедуб Ю.А.

ДРУГОЕ

» » Психологические особенности учащихся естественнонаучного класса