Возрастная динамика точности переработки зрительной информации школьниками с отклонениями в развитии

Исследование изменения количества ошибочных реакций у неслышащих школьников осуществлялось нами в рамках исследования динамики зрительного внимания в процессе визуального приема и переработки информации неслышащими младшими школьниками, их нормально развивающимися сверстниками и школьниками с задержкой психического развития. Теоретико-методологической базой данного исследования послужила конвергенция теории деятельности

А.Н. Леонтьева и коннекционистской теории Д. Навона. В соответствии с данной позицией зрительное внимание рассматривается как фактор, обеспечивающий продуктивность зрительного восприятия. Оно включено в данную деятельность и несет на себе определенную функциональную нагрузку, выступает как процесс, непосредственно реализующий такие операции зрительного восприятия, как отбор, ослабление, торможение и т.д. на микроструктурном уровне. По причинам отсутствия собственного продукта и трудности вычленения внимания как отдельного процесса из зрительного восприятия изучение динамики внимания может осуществляться главным образом через динамику продуктивных показателей деятельности испытуемого по решению стоящих перед ним перцептивных задач. В.А. Барабанщиков (2003) указывает, что динамика центральной части зрительного поля не может быть удовлетворительно описана ни в таких терминах внимания, как распределение, концентрация, смещение, ни в терминах операционного или функционального поля зрения, поэтому в качестве одного из показателей динамики продуктивности зрительного восприятия на микроструктурном уровне мы рассматривали точность решения перцептивной задачи по конечному результату, то есть соотношение количества ошибок и правильных ответов.

Неслышащие второклассники совершили в среднем 10,3% ошибочных реакций от общего количества реакций. Этот показатель сохранился практически без изменений и на следующих этапах исследования, проводимых соответственно через один и два года: 10,5% и 10,6%. При этом испытуемые с сенсоневральной тугоухостью IV степени, осложненной различными резидуально-органическими поражениями ЦНС, на первом этапе исследования совершили 49,8% ошибочных реакций от общего количество ответных реакций в одной серии. На втором этапе исследования их количество уменьшилось до 37,7%, на третьем этапе оно сократилось до 27,5%.

Нормально развивающиеся второклассники совершили в среднем 16,6% ошибочных реакций от общего количества реакций в одной серии на первом этапе исследования. На следующих этапах исследования этот показатель уменьшился до 10,3% и 10,4% соответственно.

На первом этапе исследования количество совершенных ошибочных действий детьми с ЗПР церебрально-органического генеза составило в среднем 50,8% от общего количество ответных реакций в одной серии. На втором этапе исследование их количество уменьшилось до 38,4%, на третьем этапе оно сократилось до 29%. Второклассники с задержкой психического развития, обусловленной этиологией иного характера, совершили в среднем 29,6% ошибочных реакций от общего количества реакций в одной серии. На следующих этапах исследования этот показатель уменьшился до 20,5% и 17,8% соответственно.

Таким образом, у неслышащих школьников и их нормально развивающихся сверстников из подгруппы N возрастных изменений в количестве ошибочных реакций практически не выявлено. Возможно, отсутствие резидуально-органических поражений сказывается на уровне точности и адекватности процесса приема и переработки зрительной информации, что в устоявшихся и характерных для отечественной психологии терминах можно назвать устойчивостью внимания. Иная картина наблюдается у испытуемых с различными резидуально-органическими поражениями ЦНС и церебрально-органическими нарушениями. На протяжении трех лет была зарегистрирована позитивная динамика в развитии устойчивости их зрительного внимания, которая выражалась в значительном уменьшении количества допущенных ошибок. Возможно, это имеет два объяснения. Во-первых, система переработки информации формируется по мере нормализации функционирования мозга, а в специальной литературе имеются указания на задержку сенситивных периодов развития внимания у детей с различной степени выраженностью неврологических нарушений. Во-вторых, в процессе обучения происходит развитие динамических характеристик и свойств зрительного внимания.

Москалик И.А.

ДРУГОЕ

Раздражимость фото

Раздражимость

Способность живых организмов реагировать на внешние воздействия изменениями, которые могут включать в себя широкий…

Объем внимания фото

Объем внимания

Одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься или какое количество…

» » Возрастная динамика точности переработки зрительной информации школьниками с отклонениями в развитии