Особенности игровой деятельности дошкольников с ранним детским аутизмом

Игра дошкольника несет в себе колоссальный коррекционно-развивающий потенциал. Целесообразность использования игры для коррекции психических нарушений связана с признанием того факта, что "игра ведет за собой развитие" (Л.С.Выготский). Поэтому игру необходимо использовать в коррекционной работе с аутичным ребенком для исправления уже сложившихся патологических новообразований и предотвращения искажений дальнейшего психического развития.

Применив метод наблюдения за спонтанной игрой дошкольников с аутизмом и анкетирование родителей, направленное на изучение специфики игровой деятельности их аутичных детей, мы пришли к следующим основным выводам:

1. Дети начинали играть не задумываясь. Замысел игры определялся попавшейся на глаза игрушкой и в 83% случаев не озвучивался детьми. Цель возникала в процессе игры: приготовить обед, покормить маму блинчиками, уложить куклу спать, поехать на машине. У детей с наиболее выраженными проявлениями аутизма (I, II, группы по О.С.Никольской) игра не имела замысла, цели. В большинстве случаев целью игры было извлечение сенсорных ощущений.

2. Основное содержание игры - действия и манипуляции с предметами. У детей с менее выраженным дефектом (III, IV группы) игра начиналась с рассматривания игрушек, затем они или показывали игрушку взрослому или совершали с ней какое-либо действие и озвучивали название этой игрушки. В 50% случаев случайно, под влиянием попавшихся на глаза игрушек, появлялись непродолжительные сюжеты: бытового характера. В 33% случаев используемые в игре сюжеты являются постоянными, присутствуют в играх детей на протяжении долгого времени. Сюжеты игр не продолжительны по времени - 5?15 минут, не развернуты, объединяют 2?3 действия. У детей с наиболее выраженными проявлениями аутизма сюжет в игре отсутствовал, наблюдались лишь отдельные, не связанные между собой манипуляции и предметные действия.

3. Дети брали на себя роль в игре лишь в 20% наблюдаемых случаев. Но роль не обозначалась словом, она определялась характером действий ребенка. Ролевой диалог представлял собой отдельные реплики или фразы, был направлен к игрушке и к взрослому. Дети с наиболее выраженным аутистическим дефектом (I, II группы) не брали на себя роль.

4. Дошкольники с РДА в целом предпочитали использовать в игре специализированные игрушки (машины, куклы, кукольная мебель, мягкие игрушки и т.д.). Но было замечено, что дети с более выраженным аутизмом в процессе игры меньше использовали специализированные игрушки, чем дети с менее выраженным дефектом, часто совершая с игрушками действия без учета их функций. Так же дошкольники I, II групп использовали в игре не игровой материал (коврики, палки, выключатели, дверь) и неоформленные игровые предметы (кубики, детали конструктора, детали мозаики).

50% наблюдаемых детей использовали в игре предметы - заместители (все дети III, IV групп), некоторые из детей давали словесное обозначение предметам - заместителям.

5. В небольшом количестве случаев действия детей заменялись словом (6%).

6. Игра детей во всех случаях отличалась от игры нормально развивающихся сверстников тем, что отсутствовали правила игры. Логика действий или отсутствовала полностью или легко нарушалась.

7. В 90% случаев дети использовали предложенную игровую среду, не пытаясь ее преобразовать.

8. В процессе игры дети с менее выраженными проявлениями аутизма обращались неоднократно к взрослому: показывали игрушку или пытались вовлечь в игру. Дети с выраженными проявлениями аутизма в процессе игры к взрослому не обращались и не пытались вступить с ним во взаимодействие.

9. В ходе исследования мы проанализировали и сравнили данные игровой деятельности дошкольников с одинаковой степенью выраженности аутизма в зависимости от возраста. Структура и содержание игры детей 3?4-х, и 7 лет с одинаковой степенью выраженности дефекта не имеет качественных различий и отличается лишь количеством предметных действий и манипуляций. (В норме игра детей 3 и 7 лет имеет значительные качественные различия). В обоих случаях игра детей представляет собой действия и манипуляции с предметами, которые направлены на получение разнообразных сенсорных ощущений (кинестетических, зрительных, слуховых). Дети разного возраста, но с одинаковой степенью аутизма демонстрировали однотипную, существенно не отличавшуюся игру. В то же время дошкольники одного возраста и разной выраженностью аутизма показывали игру, качественно отличавшуюся по структуре, содержанию и характеру действий.

Конева И.А.

ДРУГОЕ

Функции фантазии в игре детей фото

Функции фантазии в игре детей

Функции фантазии в игре детей Способность варьировать объект игры при помощи фантазии, дает ребенку чувство власти над…

Проблема потребности в игре фото

Проблема потребности в игре

Исследования феномена игры неоднократно предпринимались с различных позиций. "Материалистическая психология" и…

Игры на внимание для детей фото

Игры на внимание для детей

Детство - очень важный этап развития каждого ребенка. Начиная с внутриутробного развития родители должны внимательно…

Игра фото

Игра

Активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной деятельности. Игра и животных, и детей имеет…

Ролевая игра детей фото

Ролевая игра детей

Преобладающая для детей дошкольного возраста форма игры, в которой происходит игровое моделирование детьми действий и…

» » Особенности игровой деятельности дошкольников с ранним детским аутизмом