Переживание сексуального опыта девушками-подростками

Проблематика раннего вступления подростков в половые отношения широко обсуждается в настоящее время, так как раннее начало половой жизни сопряжено с высоким риском для репродуктивного здоровья. Также неудачное вступление в сферу интимных отношений может в дальнейшем привести к неумению создавать прочные доверительные отношения.

Реалии современной жизни требуют более глубокого изучения особенностей начала половой жизни и переживаний, связанных с этим шагом. Также представляет интерес и те причины, которые оказывают влияние на то, как такого рода опыт будет восприниматься девушками.

Исходя из вышесказанного, нами было проведено пилотажное исследование, основной целью которого стало изучение переживаний раннего сексуального опыта во взаимосвязи с внутрисемейными отношениями, эмоциональными особенностями личности и самооценкой подростков.

Объектом исследования были девушки-подростки от 13 до 16 лет общей численностью 63 человека средний возраст 14,7 лет. Все испытуемые были разделены на группы: с позитивным отношением к половому опыту, с негативным отношением к сексуальной жизни и группа девушек, которые имеют молодого человека, но при этом не живут половой жизнью. Группы были разделены по субъективным оценкам самих девушек.

В проведенном исследовании были использованы следующие методики: опросник "Подростки о родителях", методика "Незаконченные предложения" Сакса-Леви, методика "Цветовой тест отношений", "Фрайбургский личностный опросник" форма В, "Самооценочный опросник Дембо-Рубинштейна" в модификации А.М. Прихожан.

Были сформулированы следующие задачи: изучить особенности переживания сексуального опыта девушками-подростками, исследовать взаимосвязь сексуального опыта, внутрисемейных взаимоотношений, личностных особенностей и самооценки.

В результате исследования установлено, что первый сексуальный контакт является ярким эмоциональным переживанием в жизни девушки, что формирует благожелательное отношение к близости в дальнейшем. Эта близость базируется на подсознательной ассоциации между удовольствием и человеком, с которым был пережит этот опыт. Девушки, негативно переживающие интимные отношения, во время первого контакта испытывали отрицательные эмоции (неприязнь, отвращение, стыд), они также начали его под давлением молодого человека. Девушки, еще не имеющие опыта половых отношений, более, чем сексуально активные сверстники, склонны связывать секс с унижением и тревогой.

Также в результате исследования было установлено, что в полных семьях (где родные мать и отец) девушки начинают жить половой жизнью позже. Отношения с отцом играют важную роль в том, как рано девушка начинает интимные отношения и как сама к ним относится. Девушки, негативно переживающие сексуальные контакты, описывают своих отцов как жестких, авторитарных, не интересующихся их проблемами и переживаниями. У девочек, позитивно переживающих сексуальный опыт, отцы стремятся воспринимать дочерей такими, какие они есть, не требуя от них ничего. Наиболее удовлетворены отношениями с родителями те, кто не живет половой жизнью. Родители таких девочек проявляют искреннюю заинтересованность в своих детях, прививая им нормы морали и культуры.

Переживание сексуального опыта оказывает влияние на эмоциональные особенности личности. Корреляционный анализ показал, что чем хуже девушки относятся к сексуальным контактам, тем выше депрессивность, невротичность, раздражительность и эмоциональная лабильность.

Самые высокие показатели по шкалам застенчивости и лабильности у девушек, не имеющих опыта интимных отношений, однако эти показатели находятся еще в пределах нормы, хотя и имеют тенденцию к завышению.

Качество переживания сексуального опыта влияет на самооценку. Корреляционный анализ также обнаружил взаимосвязь между переживанием сексуального опыта и самооценкой умственных способностей. Чем лучше девушки пережили начало половой жизни, тем выше в настоящем они оценивают свой ум.

Самая высокая самооценка обнаружена в группе девушек с позитивным отношением к половой жизни, они также имеют завышенную самооценку по показателю уверенности в себе. Уровень притязаний у таких девушек также очень велик. Девушки с негативным переживанием сексуального опыта имеют высокую самооценку, хотя она ниже, чем у позитивно переживающих. Также в идеале они хотели бы быть менее значимыми для сверстников и быть менее уверенными в себе.

Девушки же, не живущие половой жизнью, имеют среднюю адекватную самооценку, но у них самые большие притязания.

Валова Ю.А.

ДРУГОЕ

» » Переживание сексуального опыта девушками-подростками