Социальные аспекты межличностных отношений у детей-инвалидов

В современном обществе остро стоит проблема отношения общества к инвалидности детей. Многих детей-инвалидов сопровождают непонимание, непринятие, жалость со стороны окружающих. Ребенок-инвалид, как и любой здоровый ребенок, большую часть времени проводит именно в непрерывном общении с окружающими. В связи с этим важную роль играют отношения, возникающие между ребенком-инвалидом, обществом, семьей и службами, которые оказывают помощь такому ребенку.

Общество часто избегает общения с детьми-инвалидами. Их часто не берут в общеобразовательные школы и детские сады. Над ними смеются, с ними не хотят дружить. И это лишь некоторые трудности, с которыми сталкивается ребенок-инвалид в обществе.

Семьи, в которых рождается ребенок-инвалид, часто к этому не готовы. Отношение членов семьи оказывается различным. Одни к ребенку относятся таким образом, чтобы он рос полноценным членом общества. Его любят, принимают и понимают. Другие чрезмерно опекают своего ребенка, испытывая к нему жалость, желание во всем ему помогать, а часто и стремление выполнять за ребенка его обязанности.

Сейчас организуются центры социального обслуживания, призванные помогать таким детям и их семьям. Среди специалистов одного из таких центров, работающих с детьми-инвалидами, было проведено исследование, которое отражает их взгляд на особенности их межличностных отношений. В исследовании приняло участие 8 специалистов отделений социальной реабилитации детей-инвалидов Комплексного центра социального обслуживания населения Красносельского района Санкт-Петербурга. Специалистам была предложена анкета, включающая вопросы, связанные с отношениями между детьми-инвалидами, членами их семей и обществом в целом.

По мнению специалистов отношения, которые складываются между ребенком-инвалидом, членами его семьи и обществом в целом требуют особого внимания и коррекции (100%). При этом как общество, так и члены семьи очень сильно влияют на те отношения, которые складываются у ребенка-инвалида к окружающему его социуму. Это влияние проявляется в том, что семья это часть общества, которая транслирует через ребенка, путем его воспитания, свою оценку на общество, представление значимости в нем ребенка-инвалида. Немаловажно в формировании отношения ребенка-инвалида к обществу то, как его любят в семье, как о нем заботятся и от того, какой стиль поведения выбирают члены семьи. Если родители начинают выполнять за ребенка его обязанности, то он начинает пользоваться своим заболеванием для достижения своих целей с другими людьми (63%). То как семья научит ребенка-инвалида относиться к миру в целом, зависит его успешность в этом мире.

Общество в целом в свою очередь формирует общественное мнение, которое распространяется на всех его членов. Отношение к нему ребенка-инвалида зависит от того, сколько ему уделяется внимания, в какой степени его социально защищают и поддерживают, в какой степени его принимают. От того, как ведут себя окружающие, особенно значимые для ребенка-инвалида, формируется его отношение как к обществу в целом, так и к членам его семьи.

Сотрудники центра в меньшей степени формируют отношения ребенка-инвалида с окружающими, но все равно значимо (88%). Принимая детей-инвалидов, оказывая им внимание, заботу, понимание и успешно взаимодействуя с ними, сотрудники центра дают возможность родителям увидеть, каких успехов может добиться их ребенок, помогают определить и скорректировать трудности взаимоотношений ребенка с социумом. В отношениях между ребенком-инвалидом и обществом в целом сотрудники центра выступают, как часть этого общества, которая способна их принять, понять, поддержать и оказать помощь. Центр является моделью общества, которое в свою очередь формирует межличностные отношения детей-инвалидов. О наличии трудностей в отношениях, возникающих у детей-инвалидов в центре социального обслуживания, указывает 50% опрошенных, и эти трудности, по их мнению, совпадают с теми, которые возникают в отношениях с обществом.

Лишь 25% опрошенных не считают, что существует взаимовлияние членов семьи ребенка-инвалида и общества в целом на то, как они будут относиться к этому ребенку.

В целом можно сделать вывод о том, что специалисты центра считают, что и члены семьи ребенка-инвалида, и общество в целом и сотрудники центра оказывают сильное влияние на формирование межличностных отношений ребенка-инвалида.

При этом есть процент тех, кто, даже работая в соответствующей сфере, затрудняется ответить на вопросы о том, какие же существуют трудности у детей-инвалидов в межличностных отношениях. Это оставляет открытым вопрос: как к этому относятся окружающие.

Зайцева Анастасия Николаевна

ДРУГОЕ

Ребенок из проблемной семьи фото

Ребенок из проблемной семьи

Многие отечественные психологи прибегают в своих исследованиях к классификации проблемных семей. А.С.Алексеева…

Функции семьи фото

Функции семьи

Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова (Гребенников И. В., 1991), являются:- репродуктивная…

» » Социальные аспекты межличностных отношений у детей-инвалидов