Страхи у учителей предпенсионного и пенсионного возраста

Неизбежным спутником нашей жизни являются эмоции. Страх - это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действий и воображаемой опасности. В рамках курсовой работы нами было проведено исследование страхов у детей младшего школьного возраста - выявлены причины возникновения, проанализированы методы работы. Интересным показался факт, что больше половины учителей, работающих в школе - люди предпенсионного и пенсионного возраста. Нас заинтересовала тема страхов у учителей предпенсионного и пенсионного возраста, ведь именно в данном возрасте в наивысшей степени проявляется страх перед будущим, страх одиночества и пр.

Страх

Выделена гипотеза исследования - количество страхов у работающих учителей предпенсионного и пенсионного возраста меньше, чем у неработающих учителей. В зависимости от профессинальной занятости были сформированы три эквивалентные группы: первая группа - учителя предпенисонного возраста, которые в ближайшие пять лет должны выйти на пенсию - 20 человек- вторая группа - учителя пенсионного возраста, работающие со статусом до пяти лет - 20 человек- третья группа - не работающие от трех месяцев до пяти лет учителя - 20 человек.

В рамках исследования было проведено интервью, использовался также опросник актуальных страхов. Для обработки данных сделан качественный и корреляционный анализ.

По результатам интервью было выяснено, что учителя предпенсионного возраста испытывают следующие страхи: страх будущего, страх потери работы, страх за здоровье. Возможно, это связано со снижением трудовой активности, понижением заработной платы и уменьшением социальных контактов. Для работающих учителей наиболее актуален страх потери работы, страх бедности, страх будущего.

Таким образом, данные социальные группы объединяет страх будущего и страх потери работы. Для неработающих учителей наиболее значимы страх одиночества, страх за здоровье и страх за родных. Вероятно, это связано со снижением социальных контактов и ухудшением здоровья. Количество страхов у неработающих ниже, чем у работающих. С помощью ранговой корреляции Спирмена (для выборки с ненормальным распределением) сравнивали частотное упоминание страхов у разных групп. На достаточном уровне достоверности (5%) выявлена связь между группами работающих учителей предпенсионного и пенсионного возраста.

Следовательно, группы работающих учителей испытывают близкие по структуре страхи. Гипотеза исследования не подтвердилась. Неработающие учителя испытывают меньше страхов, чем работающие учителя. Можно предположить, что отсутствие чего-либо (работы, заработной платы) снижает коэффициент страха, например отсутствует страх потери работы. Наибольшее количество страхов у работающих учителей предпенсионного возраста. Данное исследование позволило выявить наиболее значимые страхи у учителей предпенсионного и пенсионного возраста. Можно предположить, что страхи порождаются тем, что есть у человека, соответственно чем меньше у него есть, тем меньше страхов он испытывает.

Поспелова И. Г.

Михеева А. Н.

ДРУГОЕ

Страх отвечать у доски фото

Страх отвечать у доски

Откуда берется страх отвечать у доски?Начавшаяся школьная жизнь предъявляет ребенку новые требования, ставит перед ним…

Панический страх фото

Панический страх

Каждому человеку знакомо чувство страха. Иногда это чувство волнует не только его, но и окружающих его людей. Но…

Фобия фото

Фобия

Непреодолимый навязчивый страх перед каким-либо предметом или явлением. Фобии могут быть как "житейскими" (страх…

У страха глаза велики фото

У страха глаза велики

Чего боятся дети? Страхам здоровых ребят разного возраста всегда предшествует реальный повод: определенные житейские…

» » Страхи у учителей предпенсионного и пенсионного возраста