Влияние особенностей личности на конфликтное поведение подростков

В современном мире идет активная перестройка всех сфер жизни общества, и большой интерес представляет проблематика социальных конфликтов. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Каждый стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и напряженность между людьми.

конфликтное поведение

В отечественной психологии выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности, в частности на поведение человека в конфликте. Таковыми являются индивидуально-типологические особенности личности (в частности, у подростков к ним прежде всего относятся темперамент и акцентуации характера).

Для исследования индивидуально-типологических особенностей нами были использованы следующие психодиагностические методики: "Конфликтная ли Вы личность?"- методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда;

диагностика локуса контроля Ю. Б. Роттера- диагностика свойств нервной системы- экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам- опросник К. Томаса- методика "Определение преобладающего типа темперамента" А. Белова. Для выявления взаимосвязи между полученными показателями был проведен корреляционный анализ Пирсона.

Выявлена взаимосвязь стратегии приспособления с двумя акцентуациями характера: гипертимной и дистимичной. Следовательно, чем больше показатель гипертимной акцентуации характера, тем меньше значение у стратегии приспособления (r = -0,278, p < 0,05). Подросткам, обладающим данной акцентуацией характера, свойственно повышение своих стремлений и нежелание в принятии позиции оппонента. Кроме того, чем меньше показатель по дистимичной акцентуации характера, тем больше значение у стратегии приспособления (r = 0,301, p < 0,05). Подростки с данной акцентуацией редко вступают в конфликты с окружающими людьми, им характерно понижение своих стремлений и принятие позиции оппонента в конфликтной ситуации. Взаимосвязь стратегии соперничества с дистимичной акцентуацией характера говорит о том, что чем больше выраженность данной акцентуации, тем меньше значение стратегии соперничества (r = -0,232, p < 0,05). Следовательно, подросткам с данной акцентуацией характера в конфликте не свойственно навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения.
На основании взаимосвязи между стратегией сотрудничество и неуравновешенной акцентуацией характера мы получили, что чем меньше показатель по данной акцентуации, тем больше значение стратегии сотрудничества (r = -0,273, p < 0,05). Это свидетельствует о том, что подросткам с данной акцентуацией в конфликтной ситуации не характерен поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе конфликтующие стороны.
В результате проведенного корреляционного анализа выявлена прямопропорциональная взаимосвязь между типом темперамента - сангвиник и выбором стратегии "сотрудничество" (r = 0,571- p < 0,01). Обратнопропорциональная зависимость выявлена между типом темперамента - сангвиник и выбором стратегии "компромисс" (r = - 0,446- p <0,05).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что рассмотренные особенности оказывают незначительное влияние на конфликтное поведение подростков. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации не имеет ярковыраженной зависимости от характерных для человека типологических и характерологических особенностей.

Наривончик Анастасия Михайловна

Дичко Наталия Владимировна

ДРУГОЕ

» » Влияние особенностей личности на конфликтное поведение подростков