Особенности мотивации к самореализации у девочек-подростков

В современной психологии уделяется большое внимание изучению проблемы самореализации, что непосредственно связанно с исследованием внутренней активности личности- возможности максимального использования ресурсов (внешних и внутренних) для полного самоосуществления личности в процессе ее развития (Дерманова И. Б., 1998). Самореализация рассматривается как необходимое условие этого развития. Семья является одним из главных факторов, влияющих на процесс самореализации личности подростка. Выступая в качестве источника становления и развития личности ребенка, она способна формировать сильный побудительный мотив для личностного роста, что является неотъемлемой предпосылкой для самореализации личности (Коростылёва Л. А., 1998).

мотивация к самореализации

В настоящее время постоянно увеличивается количество детей, лишенных родительского попечения. По разным оценкам специалистов, в России сейчас насчитывается около полумиллиона детей-сирот, около 10% из них - "настоящие" сироты, родители которых умерли, остальные - социальные сироты, т. е. дети, лишенные семьи при живых родителях. В нашем исследовании был сделан акцент на изучение особенностей мотивации к самореализации девочек-подростков, имеющих неблагоприятный опыт семейного воспитания. Выборка исследования составила 38 девочек-подростков в возрасте 13-16 лет. Из них 26 - учащиеся восьмого и девятого класса Мариинской гимназии-интерната- 12 - социальные сироты, проживающие в детском доме. Стоит заострить внимание на специфике Мариинской гимназии. Она изначально заявляла себя как образовательное учреждение, ориентированное на развитие в девочках "благородных" качеств, первый набор (сейчас 8-9 класс) осуществлялся с акцентом на девочек с неблагоприятной семейной ситуацией.

В результате исследования мы выявили некоторые особенности мотивации к самореализации девочек-подростков, имеющих неблагоприятный опыт семейного воспитания. У девочек обеих выборок преобладает высокая и средняя мотивация достижения успеха.

Результаты факторного анализа, где первый компонент, названный нами "ориентация на внутренние ресурсы достижения успеха" имеет самый большой "вес" (42%), свидетельствует о преобладании у девочек внутренней мотивации к самореализации. В структуре мотивации достижения успеха девочек обеих выборок преобладает интериориация успеха. Высокий процент девочек считают успехом преодоление препятствий (27% девочек гимназии, 25% девочек из детского дома), призвание (39% и 42% соответственно).

Нами было замечено, что девочки обеих групп в большинстве своём связывают успех с удачей, везением (73% девочек гимназии, 100% девочек из детского дома). Низкие показатели получились у девочек по шкале успех как власть (86% и 75% соответственно) и успех признание другими (67% и 50%).

Полученная в результате факторного анализа вторая компонента - "ориентация на внешние признаки достижения успеха" имеет сравнительно малый вес (14%). В состав третьей компоненты - "успех как доминирование над другими" вошли мотивация избегания неудач и успех как власть, которые имеют обратную зависимость. Такие результаты могут быть следствием отсутствия у девочек потребности доминирования над другими, отсутствия желания контролировать самим свое социальное окружение, быть ведущими, а не ведомыми- а также говорят об отсутствии потребности быть признанными, уважаемыми своим социальным окружением.

Это может являться следствием влияния той среды, в которой они находятся - и в детском доме, и в гимназии-интернате: им практически не дают права выбора, свободы действий, они привыкли к атмосфере полного контроля.

Сравнение двух выборок по Т-критерию Стьюдента показало, что не существует достоверных различий между мотивацией к самореализации у девочек-подростков, учащихся гимназии-интерната, и девочек-социальных сирот.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что девочки, при наличии у них внутренней мотивации к самореализации, в большинстве своем не видят того необходимого для самореализации что может и предоставляет им социальная среда, социальное окружение. Не сформированная внешняя мотивация к самореализации свидетельствует о слабо выраженном стремлении к достижениям в окружающем социуме. Кроме того, полученные нами результаты убеждают нас в том, что образовательная стратегия сосредоточения в одном образовательном учреждении для девочек-подростков из семей с неблагоприятной семейной ситуацией вряд ли может считаться психологически обоснованной и конструктивной.

Бабушкина О. Н.


ДРУГОЕ

Сравнительный анализ проявлений тревожностит у девочек пубертатного возраста с различным уровнем психического развития, страдающих функциональными нарушениями репродуктивной системы фото

Сравнительный анализ проявлений тревожностит у девочек пубертатного возраста с различным уровнем психического развития, страдающих функциональными нарушениями репродуктивной системы

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового…

» » Особенности мотивации к самореализации у девочек-подростков