О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала

Проблема профессиональной деформации личности педагога носит комплексный междисциплинарный характер, соответственно выделяются и различные аспекты профилактики этого негативного явления: социальные, экономические, медицинские, психологические, организационные и т. д.. Продуктивной основой для решения многих вопросов может стать концепция целостного психологического обеспечения профессиональной деятельности на всем протяжении профессионального пути (Маркова А. К., 1986- Никифоров Г. С., 1996- 2006).

педагог

"Процесс непрерывного психологического сопровождения рассматривается в качестве обязательного условия становления специалиста и его последующего профессионального функционирования" (Никифоров Г. С., 2006). Еще В. Даль трактовал сопровождение как действие по глаголу "сопровождать", т. е. "провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать". Соответственно, сопровождающий - это человек, который временно находится рядом с путником, выполняя такие ролевые функции, как "спутник, товарищ на пути, в дороге, в жизни"- "проводник", путевод, "спутник для указания пути, для охраны, защиты, для присмотра", т. е. посредник между человеком и миром жизни, обеспечивающий безопасность и необходимую, но достаточную поддержку личности в кризисные, переходные периоды жизни. Р. В.Овчарова определяет психологическое сопровождение как целостный и непрерывный процесс изучения и направленного вмешательства в объект сопровождения с целью его оптимизации и предупреждения нежелательных отклонений. Осуществление целостной психопрофилактической стратегии предполагает скоординированную реализацию трех основных видов психологической работы: диагностической, коррекционной, развивающей.

В последние годы в связи со становлением отечественной службы практической психологии образования активно обсуждаются вопросы работы психолога образовательного учреждения с педагогическим коллективом (Банщикова Т. Н., Ветров Ю. П., Клушина Н. П., 2006- Дубровина И. В., 1991- Клюева Н. В., 2000- Овчарова Р. В., 2000- Родионов В. А., Ступницкая М. А., 2002 и др). Это направление деятельности практического психолога образования расценивается как одно из самых сложных и малоразработанных. Хотя в Положении о службе практической психологии образования в РФ подчеркивается главная ориентация психолога образования на работу с детьми, авторы основных моделей организации этой службы (И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, Л. М. Фридман) единодушно указывают на необходимость тесного сотрудничества психолога с педагогом.

Кроме того, охрана психологического благополучия и здоровья детей предполагает меры, позволяющие исключить превращение деформированного педагога в "виктимогенного агента социализации" (Руденский Е. В.,1998). Вот почему главная цель психологической службы образования формулируется как "содействие социальной ситуации развития и охраны здоровья личности обучающихся, воспитанников, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса" (Банщикова Т. Н., Ветров Ю. П.,Клушина Н. П., 2004).

Программы, нацеленные на профилактику выгорания, повышение стрессоустойчивости и фрустрационной толерантности педагогов (Семенова Е. А., 2002- Семенова Е. М., 2005- Чернявская В. С., 2002 и др.) как правило, не ограничиваются предложением эффективных средств саморегуляции, а предполагают развитие рефлексии, гибкости мышления, эмпатии и т. д., т. е. имеют комплексный характер. Целью психологического сопровождения профилактики профессиональной деформации личности педагога является создание социально-психологических условий для развития личности педагога на разных этапах профессиональной деятельности.

Осуществление целостной психопрофилактической стратегии профессиональной деформации личности педагога предполагает скоординированную реализацию трех основных видов психологической работы:

- мониторинг процесса вхождения педагога в пространство профессиональной деятельности;

- психологическая коррекция выявленных в ходе психодиагностики отклонений;

- применение развивающих стратегий, способствующих усилению личности и оптимизации функционирования будущего педагога и/или субъекта педагогического труда, а также становлению/поддержанию устойчивости к профессиональной личностной деформации. Своевременное психологическое сопровождение развития личности педагогов является неотъемлемой и основной частью процесса профилактики профессиональной деформации.

Гордиенко Н. В.

ДРУГОЕ

Психолог в вузе фото

Психолог в вузе

(на примере работы «отдела психолого-педагогического сопровождения студентов ГОУ ВПО УРГПУ») Цель работы…

Психолог в детском доме фото

Психолог в детском доме

С начала 1990-х годов 20 века в детских домах России введена ставка педагога-психолога. Основная цель работы…

» » О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала