Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста

В наше непростое, стремительно изменяющееся время человеку требуется большая внутренняя сила. Современная жизнь насыщена трудными и критическими ситуациями, с которыми человек не всегда может справиться самостоятельно. Поэтому с особой остротой встает вопрос о сохранении психологического здоровья. Термин "психологическое здоровье" в отечественной психологии был содержательно обозначен И. В. Дубровиной. По мнению И. В. Дубровиной, психологическое здоровье - это прижизненное образование, хотя, безусловно, его предпосылки создаются еще в пренатальном периоде. Естественно, что в течение жизни человека оно постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних факторов (Дубровина И. В., 1997).

психологическое здоровье

Для нормального развития психологического здоровья ребенка наиболее важными факторами являются семья и образовательные учреждения. Все семейные факторы риска можно условно разделить на три группы. Первую группу составляют нарушения психологического здоровья самих родителей и их повышенная тревожность или эмоциональная холодность. Во вторую группу входит неадекватный стиль воспитания ребенка, и в первую очередь, гиперопека. Третья группа представлена нарушениями механизмов функционирования семьи, и в первую очередь, конфликты между родителями.

Наше исследование было посвящено изучению условий и факторов формирования психологического здоровья младших школьников. В ходе данной работы нами изучались тревожность, как основной показатель психологического здоровья младших школьников, а так же социометрический статус и эмоциональные отношения в семье как возможные факторы риска нарушения психологического здоровья младших школьников. Первоначально нами был изучен основной показатель психологического здоровья младших школьников, а именно тревожность с помощью методик CMAS (Прихожан А. М., 2000) и тест Филлипса.

Нами были определены наиболее значимые, с точки зрения влияния на психологическое здоровье школьников, ситуации школьной жизни. Наиболее высокая тревожность по данной методике у младших школьников наблюдается по следующим показателям: общая тревожность - у 13% испытуемых, страх самовыражения - у 21%, страх ситуации проверки знаний - у 16% младших школьников. Далее нами были изучены межличностные отношения со сверстниками и социометрический статус, как возможные факторы риска нарушения психологического здоровья младших школьников (методика "выбор", Реан А. А., 2007).

Проведенное исследование показало, что в классе достаточно много детей, имеющих статус "изолированных" - 15%, что может рассматриваться как фактор риска нарушения психологического здоровья. Для изучения семьи как возможного фактора риска нарушения психологического здоровья нами были изучены некоторые показатели семейных отношений с помощью "опросника эмоциональных отношений в семье" (Захарова Е. И., 2002).

В ходе анализа полученных результатов было установлено, что в группе родителей в целом достаточно хорошие показатели эмоциональных отношений. Однако при этом наблюдается большое количество семей с низким эмоциональным фоном - 19%, невысокой способностью воспринимать состояние ребенка - 19%, низким уровнем стремления к телесному контакту - 14%, низкой способностью к оказанию эмоциональной поддержки ребенку - 14%.

Далее нами была предпринята попытка установления корреляционных связей между показателями эмоционального отношения в семье и уровнем тревожности ребенка. Отрицательная корреляционная связь была установлена по таким показателям, как: понимание причин состояния ребенка и отношение к себе как к родителю.

Таким образом, чем меньше способность родителей к пониманию причин состояния ребенка и ниже уровень отношения к себе как к родителю, тем выше уровень проявления тревожности ребенка. Значимая положительная корреляционная связь установлена между тревожностью детей и таким показателем детско-родительских отношений, как "чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком". Т. е. чем позитивнее чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком, тем ниже уровень проявления тревожности у ребенка. По остальным показателям статистически достоверных различий не выявлено.

Таким образом, проведенное исследование позволило установить, что наиболее значимым фактором риска нарушения психологического здоровья в младшем школьном возрасте являются детско-родительские отношения, а в качестве условия его формирования можно считать "благодатный" характер отношения взрослого к ребенку.

Чернова Т. Н.

ДРУГОЕ

» » Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста