Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников

Деятельность работников локомотивных бригад предъявляет повышенные требования не только к физическому, но и к личностному здоровью ее субъектов. Этим определяется актуальность изучения условий сохранения личностного здоровья и профилактики его снижения у машинистов и помощников машинистов локомотивов. Объектом настоящего исследования являлось личностное здоровье работников локомотивных бригад, которое в отличие от термина "психическое здоровье" понимается нами не только как отсутствие психических отклонений и рисков их возникновения, но и как гармоничность, адаптированность и самоактуализация личности.

Эмоциональная рефлексия

Цель исследования - изучить роль способности к эмоциональной рефлексии и, наоборот, алекситимии в системе взаимосвязей показателей личностного здоровья у работников локомотивных бригад. В эмпирическом исследовании использовались: торонтская шкала алекситимии (Малкина-Пых И. Г., 2004), методика УСК (Райгородский Д. Я., 2002), опросник дезадаптации О. Н. Родиной (Никифоров Г.С., 2003), тест САМОАЛ (Фетискин Н. П., 2002), тест стилевых особенностей саморегуляции В.И. Моросановой (Моросанова В. И., 2000), опросник удовлетворенности работой Р. Кунина (Харский К., 2003).

В исследовании принимали участие 82 испытуемых: 40 машинистов (средний возраст 43 года) и 42 помощника машиниста (средний возраст 37 лет). Данные обрабатывались математически с уровнем значимости 0,05. Как показало исследование, большинство шкал дезадаптации и шкала алекситимии были положительно связаны между собой и отрицательно с субъектными качествами личности: общей саморегуляцией, и интернальностью, контролем в производственных отношениях и в отношении здоровья, в меньшей степени - в отношении достижений и семейных отношениях. В структуре самоактуализации работников локомотивных бригад показатели эффективной ориентации во времени и принятия базовых ценностей самоактуализирующейся личности были положительно связаны с субъектными качествами личности (шкалы саморегуляции, интернальности) и отрицательно - с большинством показателей дезадаптации- шкала "самопонимание" обнаружила положительную связь с показателем общей интернальности и отрицательную - с алекситимией и некоторыми шкалами дезадаптации.

Для дальнейшего исследования выборка была разделена на контрастные группы: сначала были выделены работники с максимальными и минимальными показателями дезадаптации и алекситимии, а затем в каждой из этих групп были выделены подгруппы с минимальными и максимальными показателями самоактуализации. По большинству параметров саморегуляции испытуемые с высоким уровнем самоактуализации отличались от испытуемых с низким уровнем только в адаптированной группе, и только в этой группе отмечалась отрицательная связь между алекситимией и самоактуализацией.

Показатели моделирования значимых условий деятельности, гибкости и оценки результатов, общей интернальности, в отношении достижений и здоровья, удовлетворенности трудом были наиболее низкими в дезадаптированной группе, но при этом обладающей высоким показателем "самоактуализации". Это говорит о феномене "ложной самоактуализации" при наличии ригидности и стремления к психологической защите, когда испытуемые считают качества самоактуализирующейся личности социально желательными. В адаптированной самоактуализирующейся группе преобладали шкалы самоактуализации "ориентация во времени", "базовые ценности" и "самопонимание".

При "ложной самоактуализации" по шкале "базовые ценности" отмечался спад, тогда как показатели "спонтанность", "аутосимпатия", "контактность" и "гибкость в общении" были выше, чем у всех остальных групп. Адаптированная, но не самоактуализирующаяся группа по профилю показателей самоактуализации была ближе к первой, чем ко второй, либо занимала промежуточное положение. В группе с низкими адаптацией и самоактуализацией по сравнению с другими группами мимимальными были показатели ориентации во времени, отношения к природе человека, креативности и самопонимания, что также свидетельствует о ригидности данной группы.

Таким образом, способность к эмоциональной рефлексии связана с психологическим здоровьем и адаптированностью работников локомотивных бригад и может рассматриваться как одно из первоначальных условий личностного здоровья, только при выполнении которого достигается более высокий субъектный уровень здоровья личности, выражающийся в ее активной самоактуализации.

Трунов А. Ю.

ДРУГОЕ

» » Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников