Эмоциональные предпочтения как фактор профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение на этапе выбора профессии связано с сильными эмоциональными переживаниями в отношении той или иной профессиональной деятельности и профессиональной среды. В литературе упоминается о выборе человеком определенных видов деятельности на основе эмоциональной направленности его личности: возникая в деятельности, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуждениями к деятельности (Додонов Б. И.,1978- Шавир П. А.,1991- Климов Е. А.,2004). Эмоциональная направленность личности определяется через доминирующие эмоции и предпочтение определенных эмоциональных переживаний, а также их индивидуально-личностную иерархию.

эмоции

При изучении проблемы эмоциональной направленности (2006) нами были выявлены определенные цветовые предпочтения для каждого из типов эмоциональных предпочтений по Б. И. Додонову (использовался метод цветовых отношений, выборку составили 100 юношей и девушек в возрасте 16-17 лет). По-видимому, выбор определенного цвета можно рассматривать в качестве предпочитаемого способа удовлетворения потребностей, лежащих в основе эмоциональных предпочтений. Выявлена связь системы эмоциональных предпочтений с личностными особенностями (для диагностики использовался личностный опросник Р. Кеттелла - подростковый вариант). При этом наибольшее количество связей обнаружено с факторами F (экспрессивность), I (сенситивность), Е (доминантность), J (индивидуализм), Q2 (самодостаточность) и Q3 (самоконтроль).

Далее мы предположили, что эмоциональная направленность может являться предпосылкой становления профессиональной направленности, поскольку формирование эмоциональных предпочтений совершается в результате включения человека в ту или иную деятельность. Для изучения особенностей эмоциональных предпочтений мы модифицировали анкету эмоциональной направленности Б. И. Додонова. Разработанный опросник включает утверждения относительно значимости различных эмоциональных переживаний и позволяет выявить ведущие эмоциональные предпочтения личности. Профессиональная направленность изучалась с помощью теста Дж. Холланда и опросника "Карта интересов" Л. А. Головей.

В исследовании приняло участие 230 учащихся 9-11 классов. Изучение доминирующих эмоциональных предпочтений старшеклассников выявило, что по мере взросления от 14-15 к 16-17 годам происходит их дифференциация в соответствии с полом. Так, у девушек и юношей девятого класса доминирующими являются коммуникативные, глорические, праксические и гедонические эмоциональные предпочтения, при этом у юношей к ведущим добавляются пугнические, однако значимых различий при сравнении средних значений не выявлено. У девушек десятого класса ведущими остаются коммуникативные, праксические и гедонические предпочтения, что совпадает с таковыми у юношей. При этом у девушек значимо выше коммуникативные, праксические и альтруистические предпочтения. У девушек одиннадцатого класса преобладают коммуникативные, праксические, гедонические и эстетические предпочтения, а у юношей праксические, глорические и пугнические. У девушек значимо выше предпочтение альтруистических, коммуникативных и лирических эмоций, а у юношей пугнических и акизитивных.

Корреляционный анализ показал, что система эмоциональных предпочтений оказалась связанной как с системой познавательных интересов, так и с типами профессиональной направленности. Выявленные соотношения можно использовать в практике профконсультирования для определения областей, которые в наибольшей степени могут отвечать особенностям эмоциональной направленности личности и обеспечивать удовлетворение эмоциональных предпочтений. С возрастом от 14-15 к 16-17 годам возрастает количество связей эмоциональных предпочтений с профессиональными типами в целом, особенно ярко это проявляется для социального, артистического и предпринимательского типов, что может быть связано с особенностями становления данных профессиональных типов (согласно концепции Дж. Холланда).

Таким образом, наше исследование позволяет предполагать, что система эмоциональных предпочтений (их индивидуальная иерархия) может являться одним из факторов формирования системы познавательных интересов и профессиональной направленности и выступать основой становления готовности к профессиональному самоопределению в старшем школьном возрасте. В практике профконсультирования особенности эмоционального сходства предметно очень разных деятельностей, а также учет эмоциональных предпочтений личности существенно расширяют возможности профессионального выбора.

Дербенева М. Ю.

ДРУГОЕ

» » Эмоциональные предпочтения как фактор профессионального самоопределения