Влияние музыкального обучения на развитие музыкального мышления и креативности

В рамках нашего дипломного исследования была выдвинута гипотеза об инновационном музыкально-педагогическом процессе, который способствует развитию музыкального мышления у студентов консерватории, т. е. композиторского мышления, а также развивает у них креативность, как музыкальную, так и в целом.

мышление и креативность

Мы поговорим о создании психолого-педагогических условий, развивающих музыкальное мышление и креативность при особо организованном музыкально-педагогическом процессе. Выборка была в составе 60 человек, студенты вечернего отделения музыкального вуза. Она делилась на две группы: экспериментальная и контрольная. В каждой по 30 человек. В контрольной группе было шесть девушек и 24 юноши. В экспериментальной было семь девушек и 23 юноши. Все испытуемые учились на третьем курсе по классу фортепиано. Первый замер методиками произошел в начале октября 2009 г., а второй, окончательный, в конце февраля 2010 г.

Методы исследования. Диагностика творческих способностей: методика Е. Торренса. В рамках нашего исследования использовался тест "незаконченные фигуры" (вербальная и образная креативность) и музыкальная креативность, т. е. словесно-звуковое творческое мышление - "звук и образы" и "звукоподражание и образы". В первом тесте надо нарисовать ассоциации на любой музыкальный звук. Во втором тесте надо написать, на что похож тот или иной звук. Дается полная свобода воображения. Методика "выбери музыку" Л. В. Школяра- тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

Экспертная оценка (для диагностики музыкальных способностей). Это авторская разработка нескольких профессиональных музыкальных педагогов. Оценивает теоретические и практические аспекты музыкального мышления. Используется пятибалльная система оценки, затем выводился средний балл. У каждого из аспектов музыкального мышления свой принцип выставления балла. Например, 5 баллов за теоретический аспект ставили при осмыслении логики развития каждого музыкального голоса, за чувствование семантики музыкальных средств, за эстетическое, философское осмысление художественного предназначения и т. д. 5 баллов в практическом аспекте ставили за культуру звукоизвлечения.

За осмысленность интонирования, за полноту и непрерывность восприятия и воспроизведения каждого из голосов. За хорошие навыки исполнения штрихов в полифонии. За осознанность ритмической организованности исполнения многоплановой фактуры, полиритмическое сочетание голосов, продуманное использование средств агогики в полифонии, знание правил педализации и т. д. 1 балл за теоретический аспект ставился при мизерных знаниях о полифонии венского классицизма и за практический аспект при непонимании полифонического характера композиции при главенстве аккордово-гармонических комплексов вместо линеарно-развивающихся голосов.

Идея инновационного музыкального обучения в том, что студенты занимаются творческим поиском, направленным на усвоение научных знаний о полифонии венского классицизма, самостоятельно анализируют клавирные произведения Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена и тренируют практические навыки исполнения полифонии, обучаясь в классе фортепиано. Изучают биографию каждого из композиторов, делали рефераты, доклады. Выводы: В инновационном музыкальном обучении участвовала экспериментальная группа.

Результаты второго замера по методикам креативности и экспертной оценки были выше первого замера, а у контрольной, которая занималась по традиционной форме, результаты были практически такими же, как при первом замере. При первом замере средний уровень музыкальных способностей у КГ: теоретический аспект = 1,8, а практический= 2,08. Средний уровень у ЭГ теоретический аспект = 1,9, а практический = 2, 06. При втором замере после полугодичного обучения по инновационной системе у ЭГ теоретический аспект = 4,17, а практический аспект= 3,67. второй замер по экспертной оценке у КГ за теоретический аспект = 2,15, а практический = 2,37.

Кроме того, выявлено множество корреляций на высоком статистическом уровне значимости (р < 0,01 и p < 0,05) между ростом музыкальных способностей и ростом творческих способностей. Корреляцию не удалось выявить между новым музыкальным обучением и интеллектуальными способностями, потому что полгода это небольшой срок для изменения уровня интеллекта. В результате подтверждения гипотезы исследования, в этом музыкальном вузе с первого сентября 2010 г. всё обучение по классу фортепиано с традиционной формы перешло на инновационную. В этом заключается практическая значимость нашей дипломной работы.

Кравчик К. Б.

ДРУГОЕ

» » Влияние музыкального обучения на развитие музыкального мышления и креативности