Факторы доверия к виртуальной идентичности

Стремительное развитие интернет-технологий за последние годы можно считать одной из самых значительных инноваций. Сняв ограничения пространства и времени, они дали возможность организациям выйти за пределы окруженных стенами офисов, людям - совершать покупки и пользоваться услугами, не выходя из дома. Однако явные преимущества виртуального взаимодействия могут быть сведены на нет из-за страха и тревоги. Онлайн-взаимодействия - безликие и неосязаемые - связаны с разного рода сомнениями, которые могут привести к отказу от использования некоторых онлайн-услуг.

доверие

Недоверие в виртуальной среде вызывается целым рядом факторов, среди которых наиболее значимы несовершенство технологий и ненадежность источника (Beldad et al., 2010). Вначале коммуникационные среды (MUDs, чаты и пр.) не подразумевали долгосрочного взаимодействия, поэтому возможности самопрезентации были ограничены, среды были анонимны, и идентичность создавалась на один раз. Как следствие, пользователи экспериментировали с разными, порой неприемлемыми, идентичностями (Rosenmann & Safir, 2006).

Но с переносом значительной части совершаемых интеракций в Интернет, перед человеком всерьез встала проблема конструирования идентичности, т. е. создания собственного виртуального облика. У виртуальной идентичности есть одна важная особенность, она представляет собой лишь оболочку, в то время как ее содержание находится вне Интернета, поэтому богатство виртуального Я напрямую зависит от разнообразия и совершенства каналов передачи из внешнего мира в виртуальный. Наметились три тенденции в развитии виртуального пространства: увеличение скорости (приближение общения к общению в реальном времени), снижение анонимности (только информации, чей источник известен, можно доверять) (Асмолов А. Г., 2003), группировка разрозненной информации в сеть, в структуру.

Так появились среды с высоким содержанием идентифицирующей информации, такие как социальные сети. Удобство социальных сетей для распространения информации сложно переоценить, каковые преимущества были немедленно восприняты исследователями разных областей.

Однако скорость распространения информации в социальных сетях зачастую используется в целях нанесения вреда пользователям или для агрессивной рекламной деятельности, что снижает доверие к сети вообще и к сообщениям с положительным бэкграундом в частности. Более широкое внедрение онлайн-взаимодействий зависит не только от все увеличивающихся преимуществ такого рода коммуникаций, но и от доверия людей к онлайн-партнерам по взаимодействию и к онлайн-сообщениям.

В эволюции социальных сетей можно наметить перспективу. Если до сих пор история развития виртуальной среды шла по пути добавления новых форм, превосходящих старые аналоги по возможностям, то с этого момента можно ожидать обратный процесс - попытку запихнуть большинство сайтов Интернета с различными функциями в рамки одного большого сайта. Уже сейчас сеть В контакте пытается стать аналогом всего Рунета, включить в себя возможности трекера, сайтов по поиску работы, рекламных сайтов, блогов, электронных фотоальбомов, чатов, форумов и т. д. Уже стало традиционным для музыкальных групп иметь не только официальный сайт, но и официальный профиль В контакте. Благодаря тому, что В контакте объединяет разные интеракции унифицированной формой сообщения, мы будем исследовать факторы доверия к виртуальному сообщению на его базе.

Базовая теоретическая модель доверия была расширена с помощью двух фокус-групп c предварительным опросом (n = 20). Результатом стало появление двухчастной модели факторов доверия к виртуальному сообщению. К первой группе факторов, названной "факторы реципиента" относятся: половозрастные характеристики, уровень образования, опыт взаимодействия с данной средой и с компьютером, а также локус контроля, общий уровень доверчивости (т. е. убежденность, что люди добры по своей природе и не будут стараться умышленно нанести вред) и склонность к рискованному поведению.

Вторая группа факторов, получившая наименование "факторы сообщения", включает основные характеристики сообщения: грамотность, стилевые особенности, характер ожидаемой активности (каких действий от тебя ждет отправитель сообщения), полнота информации в сообщении, наличие неких ссылок, позволяющих верифицировать сообщение, а также степень самораскрытия автора сообщения (количество и каналы идентифицирующей автора информации).

Целью дальнейшего исследования является получение эмпирической модели с распределением вкладов каждого фактора в общий феномен доверия.

Дубко А. В.

ДРУГОЕ

Пару слов об онлайн-терапии фото

Пару слов об онлайн-терапии

Онлайн-терапия — относительно новое явление в области психического здоровья. Еще не так давно для плодотворной работы…

Сообщество программеров фото

Сообщество программеров

Интернет - это не просто мировая информационная сеть, но в некоторой степени это труд многих тысяч людей. Труд,…

Эволюция онлайн-казино фото

Эволюция онлайн-казино

Несмотря на тот факт, что с момента появления интернета прошло каких-то 25 лет, глобальная сеть уже успела стать частью…

Преимущества онлайн казино фото

Преимущества онлайн казино

Развитие онлайн-казино поражает своей скоростью. С каждым днем количество игроков становится все больше и больше. И это…

Преимущества онлайн-казино фото

Преимущества онлайн-казино

Альтернатива, которую дарит онлайн-казино каждому геймеру, бесценна. Для того чтобы окунуться в азартную жизнь…

Как выбрать онлайн-казино? фото

Как выбрать онлайн-казино?

1. Выберите тип онлайн-казино. И не забывайте, что такие казино есть нескольких видов:мобильное казино, скачиваемая…

» » Факторы доверия к виртуальной идентичности