Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков

Современный мир характеризуется возросшей интенсивностью межэтнического общения, подлинная культура которого может возникнуть только на основе раскрытия индивидуальных различий в таких стержневых характеристиках личности, как Я-концепция и терминальные ценности, определяющих мировосприятие и социальное поведение личности (К. Роджерс, Р. Бернс и др). Наиболее сензитивным периодом в формировании данных личностных образований является подростковый возраст (Л. С. Выготский, Э. Эриксон, Д. Б.Эльконин и др).

Я-концепция

Актуальность изучения возрастных особенностей личности в межэтническом аспекте усиливается в связи с тем, что именно подростки закладывают характер отношений между этническими группами в будущем. Исходя из данных теоретического анализа, мы предположили, что существуют этнические особенности Я-концепции и терминальных ценностей подростков. С целью эмпирической проверки гипотезы нами проводилось психодиагностическое обследование подростков (50 подростков из России и 24 подростка из Германии). Психодиагностический инструментарий: тест "Кто Я?" (М. Кун, Т. Макпартленд в модификации Т. В. Румянцевой), методика "личностный дифференциал" (Ч. Осгуд), методика "ОТеЦ 2 (подростковый вариант)" (И. Г. Сенин).

Данные психодиагностического обследования были подвергнуты факторному анализу. Факторная структура Я-концепции и терминальных ценностей русских подростков Первый фактор включил в себя ценности: "собственный престиж", "высокое материальное положение", "креативность", "активные социальные контакты". Мы обозначили данный фактор как "стремление к престижу и статусу". Второй фактор включает в себя компонент "материальное Я". Исходя из авторской интерпретации данной шкалы, мы назвали этот фактор "значимость материальной обеспеченности". Третий фактор включает в себя переменную "физическое Я". Исходя из авторской интерпретации данной шкалы как выраженности осознания своей физической идентичности, рефлексии телесных ощущений, мы обозначили этот фактор как "телесная идентичность".

Факторная структура Я-концепции и терминальных ценностей немецких подростков. Первый фактор включает в себя ценностные компоненты: "развитие себя", "достижения", профессиональная жизнь", "обучение". Мы назвали фактор "стремление к профессиональной компетентности". Второй фактор включает в себя отрицательный полюс самооценки собственной активности. Этот фактор свидетельствует об интровертированности немецких подростков, их пассивности, спокойных эмоциональных реакциях, и мы назвали его "пассивность".

На наш взгляд, выраженность данной переменной может быть связана с историческим опытом немецкой этнической группы, а именно с чувством вины перед мировым сообществом за бессмысленность и жестокость Второй мировой войны, начатой по инициативе немецкого вождя. Третий фактор представлен отрицательным полюсом ценности "креативность", что мы интерпретируем как отсутствие достаточного спектра вариативности в способах действий, или "консерватизм". Содержательный анализ компонентов, входящих в первый фактор, показывает, что, если для испытуемых русской выборки особую важность представляет их материальное положение и статус в контексте общественной жизни (мы образно назовем эту тенденцию "ИМЕТЬ"), то для немецких подростков наибольшую значимость представляют возможности обучения и развития в сфере профессиональной жизни (условно обозначим эту тенденцию "БЫТЬ").

Наше предположение может быть рассмотрено через призму концепции Эриха Фромма (1990), в которой автор выделяет два модуса человеческого существования - "быть" и "обладать". Модус бытия, по Э. Фромму, означает стремление к росту, развитию, реализации своих способностей и талантов. Модус обладания, характерный для русских подростков, с точки зрения Э. Фромма, выражается в стремлении обладать вещами. Однако такое стремление, по Фромму, не является врожденным, а формируется в результате воздействий социальных условий. Мы предположили, что для русских подростков такими условиями могли стать долгие годы тоталитарного режима в СССР, со свойственными для него тотальным дефицитом материальных благ и утверждением конформизма. С этой точки зрения, стремление к материальному достатку и статусу в обществе может быть следствием гиперкомпенсации их недоступности в прошлом для всей этнической общности на постсоветском пространстве.

Леоненко Н. О.

ДРУГОЕ

» » Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков