Копинг-стратегии сотрудников в организациях с различной корпоративной культурой

В настоящее время актуальной задачей в сфере управления персоналом становится помощь работникам в формировании и поддержании конструктивных поведенческих стратегий, направленных на успешное преодоление стрессовых ситуаций. Особенности стратегий преодолевающего поведения определяются в т. ч. и организационными факторами, среди которых важным является корпоративная культура.

Копинг-стратегии

Таким образом, важным вопросом в нашей работе становится выявление различий копинг-стратегий сотрудников в ситуации организационного стресса в условиях разной корпоративной культуры. Знание этих особенностей будет способствовать разработкам по коррекции корпоративной культуры для сохранения профессионального здоровья сотрудников.

В нашей работе мы опираемся на определение организационного стресса, данное Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой: "Организационный стресс - психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре, а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах" (Водопьянова Н. Е., 2009). Согласно пониманию организационного стресса как многомерного явления, а также модели его диагностики, представленной в работе Л. Н. Артамоновой, А. Б. Леоновой (Артамонова Л. Н., 2009), целесообразно рассматривать причины организационного стресса как факторы трех уровней: индивидуального, группового и организационного. Поэтому мы предполагаем, что использование копинг-стратегий также можно рассматривать на этих трех уровнях, в соответствии с факторами возникновения организационного стресса.

При анализе копинг-поведения мы используем классификацию копинг-стратегий С. Хобфолла, разработанную им в рамках ресурсного подхода, основанного на когнитивном подходе к изучению копинга Р. Лазаруса и С. Фолкман (Водопьянова Н. Е., 2009). Для изучения корпоративной культуры мы использовали типологию корпоративной культуры, предложенную зарубежными авторами-исследователями (Камерон К., Куинн Р., 2001). Выборка - 46 человек - сотрудники кассовых отделов и отделов продаж и клиентского обслуживания одного из коммерческих банков города. Было выявлено, что в трех отделах ведущим является смешанный кланово-рыночный тип культуры, в других трех отделах - рыночный тип.

При изучении копинг-стратегий сотрудников в ситуации организационного стресса было выявлено, что сотрудники больше всего используют такие стратегии, как "поиск социальной поддержки", "вступление в социальные контакты" и "ассертивные действия", т. е. конструктивные стратегии. Меньше всего используются стратегии "избегание", "импульсивные действия" и "асоциальные действия", т. е. неконструктивные действия. В отделах с ведущим кланово-рыночным типом культуры работники более склонны обращаться друг к другу за помощью, чтобы разрешить проблемы, возникающие в процессе индивидуальной работы или в деятельности коллектива отдела, чем в тех ситуациях, которые проявляются на уровне всей организации. В отделах с преобладанием рыночного типа культуры сотрудники более склонны действовать жестко, догматично в проблемных ситуациях, проявляющихся на уровне организации в целом, чем в ситуациях, касающихся конкретно их индивидуальной трудовой деятельности.

В результате сравнительного анализа копинг-стратегий сотрудников из двух групп отделов на каждом из предложенных уровней были выявлено, что для разрешения стрессовых ситуаций сотрудники отделов с кланово-рыночным типом культуры чаще уходят от разрешения проблемы, чем это делают сотрудники офисов из второй группы, и чаще используют манипулятивные действия. Возможно, это объясняется тем, что в условиях кланового типа люди позволяют себе не предпринимать каких-либо действий для разрешения проблемы, т. к. думают, что им в этом могут помочь коллеги, таким образом, снимается личная ответственность за их разрешение.

Кроме того, учитывая слабую выраженность иерархического типа в отделах первой группы с присущей ей формализованностью, можно предположить, что сотрудники используют косвенные, манипулятивные действия в процессе разрешения трудностей, поскольку они не рассчитывают на прямые, официальные действия руководителя. Но в целом можно говорить, что личность в ситуации организационного стресса сохраняет целостность своего преодолевающего поведения, используя одни копинг-стратегии в различных организационных условиях, детерминирующих стресс.

Акамова К. С.

Чернобровкина С. В.

ДРУГОЕ

Супружеский стресс и копинг фото

Супружеский стресс и копинг

Особой областью в изучении копинга является исследование стратегий преодоления стрессовых ситуаций в сфере семейных и…

» » Копинг-стратегии сотрудников в организациях с различной корпоративной культурой