Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки

Человечество находится в кризисе. Ядром кризиса является духовная сфера человека, т. к. она есть проявление "человеческого в человеке". Образование, наука, философия, искусство и др. формы деятельности составляют содержание культуры и могут способствовать восстановлению "человеческого в человеке". Признание мощного воздействия музыкального искусства на психику дает основания рассматривать музыкально-педагогическую реальность как действенную силу развития и интеграции личности.

Музыкальные потребности

Музыка окружает человека повсюду, поэтому необходимо прояснить данный феномен. Потребность в музыкальной деятельности определяется по-разному. Как "...состояние, побуждающее к восприятию ценностей искусства." (Коган Л. Н., 1974)- как ".побуждение, вызывающее необходимость обращения. к различным видам музыкальной деятельности и опирающееся на эмоциональность. " (Морозова З. П., 1990). С позиций отношений личности - "Музыкальная потребность выступает как отношение индивида. которое определяется качеством музыки. объемом и силой чувств, жизненных ценностей индивида, объективируемых с помощью музыки" (Тарасов Г. С., 1979).

Для исследования данного феномена нами был применен метод исследовательского интервью. Приняло участие 80 человек, возрастом от 14 до 60 лет. Выборка была разделена на группы людей обучающихся музыке и не имеющих такого образования, которые характеризуются меньшей осознанностью своей потребности в музыке и знанием о ней. Тем не менее, нужно отметить, что все респонденты (как выяснилось в дальнейшем) так или иначе "общаются" с музыкой и имеют потребность в ней вне зависимости от степени обученности в этой сфере. В результате анализа полученных данных были сделаны следующие выводы. Для всех категорий исследуемых музыка является специфической микросредой (99% опрошенных), наполненным миром, в некоторых случаях - миром, являющимся "защитной оболочкой" от нежелательных проявлений внешнего мира (20%), либо просто "внутренней средой обитания" - миром, куда можно погрузиться и побыть наедине с музыкой или разделяя эту среду с другими желательными людьми (79%).

Люди, обучающиеся музыке, видят в ней самостоятельную ценность, уникальную и незаменимую. Им присущи потребности "жизни в музыке" (89% от активно взаимодействующих с музыкой), живой и осознанный интерес к музыке (90%), потребности в эстетическом наслаждении (97%), стремление к духовному развитию в области музыки и др. сферах культуры (62%), потребность в самосовершенствовании своих навыков общения с ней (технике анализа и исполнения) (59%). У творческих людей к этому добавляются потребности в самовыражении средствами музыки (78% сочинителей), потребность признания (85%), привнесения новизны в музыкальную жизнь (63%), "потребность в удовлетворении потребностей других в музыке" (творчество "для других") (59%) и т. д.

Не имеющие образования, скорее используют ее как "фон" жизни. У них также имеется интерес к музыке, но зачастую он не осознаваем. На первый план выходят потребности в эмоциональной и физической регуляции и стимуляции с помощью музыки, т. е. потребности физиологического плана (99%). При этом существует потребность в активизации деятельности при помощи музыки (89% опрошенных, не обучавшихся музыке) и релаксационный компонент (67%). Необходимо отметить, что данные потребности характерны для всех возрастов и категорий, но просто в разной степени значимости.

У занимающихся музыкой, потребность в активизации отмечается у 67% респондентов, а в успокоении и релаксации - у 65%. У всех категорий исследуемых музыка является регулятором и катализатором эмоциональных, а порой и физических состояний, удовлетворяет потребность в отдыхе, релаксации или же, наоборот, стимуляции активности, повышении тонуса, как физического, так и эмоционального. У различных возрастных групп при постоянном обучении, потребности в музыке имеют склонность расширяться и изменяться, переходить на другой уровень, соответствующий нормативными задачам развития человека, новообразованиями возраста. Они являются определенной сферой жизни и развития личности, вносят вклад в формирование духовной сферы человека. Если же взаимодействие прекращается, то наблюдается остановка развития уровня потребностей на каком-либо возрастном этапе, а иногда даже возвращение к потребностям более раннего этапа.

Полученные данные могут дать почву для разработки терапевтических и педагогических программ работы с людьми различного возраста и уровня обученности музыке.

Околот М. В.

ДРУГОЕ

Желание фото

Желание

Отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-то обладать или что-либо…

Духовность фото

Духовность

Выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной…

Потребность фото

Потребность

Состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и…

» » Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки