Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети "в контакте" у старшеклассников

Интернет, который прочно вошел в нашу жизнь, предоставляет широкие возможности для общения и развлечения, однако вместе с тем может привести к пагубным последствиям. В настоящее время зафиксирован феномен интернет-зависимости - психического расстройства, связанного с навязчивым желанием подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.

интернет-зависимость

Среди старшеклассников наибольшей популярностью пользуется социальная сеть "В контакте", которой они посвящают значительную часть своего свободного времени. Зависимость старшеклассника от социальной сети проявляется в следующем: увеличение времени, проводимого в сети- ухудшение настроения при отсутствии возможности выхода в социальную сеть и его улучшение при появлении таковой- сокращение реального общения и интересов, не связанных с социальной сетью- перевод общения в интернет-пространство. Все это сопровождается ухудшением здоровья и снижением результатов успеваемости. Данный возрастной период характеризуется проявлением акцентуаций характера и наиболее подвержен различным отклонениям в поведении, в том числе возникновению и развитию различных химических и нехимических аддикций.

Цель - исследование взаимосвязи акцентуаций характера с зависимостью от социальной сети "В контакте" у старшеклассников. Выборка: старшеклассники десятых классов г. Новокузнецка в количестве 52 человек (42 девочки и 10 мальчиков от 15 до 17 лет).

Методики:

1) "выявление склонности к аддиктивному поведению" С. А. Рогова;

2) диагностики интернет-зависимости А. Жичкиной;

3) диагностики интернет-зависимости Кимберли Янг, модифицированные Буровой, адаптированные нами для социальной сети "В контакте";

4) авторская анкета "использование социальной сети "В контакте"";

5) диагностики типа акцентуаций Шмишека (по концепции К. Леонгарда);

6) диагностики дезадаптации Родиной О. Н.

Старшеклассники зарегистированы в различных социальных сетях, но именно сеть "В Контакте" используют постоянно и целенаправленно. Активность использования "В контакте" у старшеклассников находится на среднем уровне и характеризуется частым использованием сети со средним по длительности нахождением в ней. Социальной сетью "В контакте" пользуются все старшеклассники выборки, значительная часть которых уделяют ей время каждый день. Половина испытуемых значительно превышают допустимые для старшеклассников нормы пребывания за компьютером (свыше одного часа).

Диагностика зависимости от социальной сети "В контакте" на основании трех методик показала, что в данной выборке старшеклассников нет контакт-аддиктов, большая часть респондентов не склонны к контакт-зависимости, однако присутствует определенная часть школьников, склонных к контакт-зависимости (44% по Рогову и 21% по Жичкиной). Более контакт-зависимые старшеклассники являются более дезадаптированными: у них сильнее проявляется ухудшение самочувствия, эмоциональные сдвиги, особенности отдельных психических процессов, снижение общей активности, ощущение усталости, сомато-вегетативные нарушения, снижение мотивации к деятельности. Длительное пребывание за компьютером не может не сказываться на состоянии здоровья старшеклассника. Накопленная усталость приводит к тому, что активные пользователи социальных сетей начинают чувствовать общее недомогание, у них появляются резкие колебания настроения, снижается внимание и память, понижается общий тонус организма. В группе более контакт-зависимых старшеклассников учебные показатели по всем предметам существенно ниже.

Следовательно, активное увлечение "В Контакте" отнимает у респондентов время, которое они могли посвятить продуктивной подготовке к учебным занятиям. А проявления дезадаптации, выражающиеся в накопившейся усталости, ухудшении самочувствия и ухудшении здоровья, не позволяют получить эффективный результат даже в то время, которое школьник уделяет учебной подготовке.

Выявлена взаимосвязь акцентуаций характера и зависимости от социальной сети "В Контакте". Способствуют развитию контакт-зависимости такие акцентуации характера, как тревожность (r = 0,47, p < 0,01), педантичность (r = 0,32, p < 0,05), возбудимость (r = 0,33, p < 0,05), циклотимность (r = 0,38, p < 0,01), дистимность (r = 0,33, p < 0,05), а препятствует гипертимность (r = -0,32, p < 0,05). Результаты исследования будут полезны школьным психологам при проведении работы по профилактике зависимости от социальной сети "В Контакте" с учетом акцентуаций характера старшеклассников.

Дворцова М. Н.

ДРУГОЕ

Интернет зависимость фото

Интернет зависимость

В последнее время Интернет настолько прочно вошёл в нашу повседневную жизнь, что мы порой не замечаем, как он…

Зависимость от соц сетей фото

Зависимость от соц сетей


Социальные сети – стали средством порабощения людей и подмены реальных достижений, разными рейтингами,…

Социальные сети фото

Социальные сети

Мы живем в эпохе информационных технологий и интернета. Всемирная паутина открывает перед любым человеком…

» » Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети "в контакте" у старшеклассников