Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий

Проблема стресса и его последующих негативных влияний на организм неоднократно поднималась в различных отраслях психологии, как теоретической, так и практической. Как отмечают многие авторы, психологический, эмоциональный стресс имеет качественное отличие от стресса биологического. Его негативные последствия для физического и психического благополучия человека могут быть даже более разрушительны и при этом они менее предсказуемы (Китаев-Смык Л. А., 2005).

стресс

"Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда" (Щербатых Ю. В., 2006). При этом речь совсем необязательно идёт о людях, работающих в экстремальных условиях. "Отец теории стресса" Ганс Селье метко отметил, что "Жизнь есть стресс, а стресс есть жизнь" (Селье Г., 1979). Многие люди не догадываются даже, что их заболевания психосоматические и являются последствием некогда пережитого стресса. Да и повседневные проблемы, столь узнаваемые многими - одиночество, распад отношений, угнетение эмоционального состояния, субдепрессия, проблемы обучения у детей и взрослых и многие другие - тоже часто оказываются той же природы.

Именно этим руководствовались Г. Стокс и Д. Уэтсайд, создавая свою методику, снижающую воздействия стрессов на организм, снимающую их последствия (Стокс Г. Уэтсайд Д., 1996- 1997). На кафедре психофизиологии и клинической психологии психологического факультета ЮФУ применяется - не первая в Росии, где апробируется методика снятия стресса, разработанная Г. Стоксом и Д. Уэтсайдом (1972) под названием "единый мозг". В 90-е годы прошлого века этим занимался доцент В.Ф. Сазонов на кафедре физиологии анатомии и гигиены Рязанского госпедуниверситета.

Данное направление снятия стрессов относится к кинезиологии - динамично развивающейся дисциплине, относящейся к системам естественного оздоровления, применяющим немедикаментозные методы. "Единый мозг" - психотерапевтическое направление, оно может быть классифицировано как процессуальная телесноориентированнаятерапия. Сущность методики заключается в урегулировании эмоционального состояния клиента с помощью мягкого словесного и мануального воздействия на тонус мышц на фоне умеренной активации травмирующих переживаний и воспоминаний (Сазонов В. Ф., Муравьева М. С., 1995). Отрицательные эмоциональные состояния при этом связывались с той или иной личной психологической проблемой.

Психологическая коррекция эмоционального состояния основана на психофизиологических механизмах неосознанного мышечного реагирования, опирающегося на вербализацию и сознание. Стремление к массовым радостям и мнимой беспечности не всегда уменьшает напряженность нашей жизни. Проблемы, связанные со стрессом, в чем-то, а может быть, во многом индивидуально различны, т. к. каждый человек уникален (Китаев-Смык Л. А., 2005). Методика "единый мозг" позволяет работать с учетом индивидуальных особенностей человека, как физических, так и психологических. Первый позитивный опыт российских кинезиологов описан в последнем издании книги К. Э Хойнц "Безграничные возможности (Хойнц К. Э., 1997). С 2005 г. существует секция кинезиологии в Профессиональной психотерапевтической лиге, воглавляемая кандидатом медицинских наук И. К. Чобану, запатентовавшей метод диагностики психологических особенностей индивида при помощи психотерапевтической кинезиологии. Она же отмечает в числе явных преимуществ метода чёткую схему работы, широкий диапазон воздействий, оперативный метод диагностики (И. К. Чобану, 2010). На данный момент стоит отметить, что личный опыт автора (полтора года работы, десятки коррекций) подтверждает эффективность данного метода в следующих случаях: проблемы семейных отношений - пять случаев, угнетенное эмоциональное состояние, субдепрессия - шесть случаев, угнетенное эмоциональное состояние, осложненное болезненными симптомами - два случая, фобии (три случая, зависимости (табакокурение) - два случая, работа с пожилыми (свыше 70 лет) - три случая, проблемы в обучении у младших школьников - три случая.

Все это говорит о том, что как практический метод "единый мозг" развивается и распространяется в России. Однако, литературы по нему явно недостаточно, по крайней мере, объясняющей и исследующей психофизиологические механизмы данного вида коррекции. Именно поэтому мы планируем такие исследования в лаборатории факультета психологии ЮФУ.

Полянская Е. А.

ДРУГОЕ

Что такое стресс? фото

Что такое стресс?

Несмотря на то что практически каждый человек в своей жизни сталкивался со стрессами и знает, что такое стресс, в науке…

Чем опасен стресс? фото

Чем опасен стресс?

Непроработанный стресс остается в теле и может проявиться в качестве симптома на физическом, умственном или…

Стресс фото

Стресс

Понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением…

Анализ своего стресса фото

Анализ своего стресса

Теперь рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации. То есть как можно…

Способы борьбы со стрессом фото

Способы борьбы со стрессом

Давайте еще раз вернемся к определению понятия стресс . В переводе с английского языка слово `стресс` означает `нажим,…

Основные причины стресса фото

Основные причины стресса

Стресс- обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытыва­-ем его - может быть, как ощущение пустоты…

Психическая напряженность фото

Психическая напряженность

Для обозначения психических состояний человека в трудных условиях исследователи пользуются разными понятиями , среди…

Виды стресса фото

Виды стресса

Причиной стресса является стрессор - стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства [Гринберг,…

» » Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий