Изучение ситуационной изменчивости мотивации помощи

Просоциальное поведение изучается различными дисциплинами. Особенность психологического его рассмотрения состоит в том, что исследователь обращается не столько к объективному результату поступка, сколько к тем внутренним процессам, которые детерминируют этот результат (Нартова-Бачавер С. К., 1992). Признавая сложность психологической детерминации просоциального поведения, большинство исследователей выделяют личностные и ситуационные факторы.

мотивация помощи

Значение факторов ситуации в развитии и проявлении психического практически признано всеми подходами, а расхождения между ними связаны с тем, в какой степени ситуационные факторы способны детерминировать поведение человека. Однако признание роли ситуационных переменных еще не означает изучения самой ситуации. Н. В. Гришина отмечает, что понятие ситуации нередко даже не определяется в психологической литературе (Гришина Н. В., 1997). Сравнительно недавно стали появляться работы, касающиеся психологического определения ситуации (Magnusson D., 1981), (Емельянов Ю. Н., 1985), (Филиппов А. В., Ковалев С. В., 1986), (Бурлачук Л. Ф., 1998). В работе А. В. Филиппова и С. В.Ковалева подчеркивается, что ситуация как элемент психологического тезауруса есть результат взаимодействия субъекта со средой.

Применительно к нашему исследованию - морально значимый поступок зависит не только от актуальной позиции субъекта, но и от конкретных условий и обстоятельств. Поэтому предметом нашего изучения стало влияние ситуационных условий на выраженность мотивации помогающего поведения студентов. Анализ эмпирических данных позволяет говорить об обусловленности морально значимого поведения человека логикой той деятельности, в которую он включен, а также переживанием успеха - неуспеха в ней (Хекхаузен Х., 1986).

В данной работе мы остановимся на проверке следующей гипотезы: включение в ситуацию достижения способно ослабить мотивацию помощи- переживание успеха в деятельности увеличивает желание помочь другим людям, а переживание неудачи - ослабляет. Исследование проводилось в 2010 г. на базе БГПУ им. М. Танка. В нем приняли участие 77 студентов второго курса факультета психологии (69 девушек и 8 юношей). На первом срезе (незадолго до контрольного теста по дисциплине "Психология развития") замерялся уровень фоновой мотивации помощи и проводился социометрический опрос по критерию выраженности альтруистического поведения. Второй опрос проводился по окончании занятия, когда студенты уже знали, какую отметку они получили. Им задавался вопрос об удовлетворенности результатами теста. На основании ответа в протоколе фиксировался "успех" или "неуспех".

Для выявления мотивации помощи применялся опросник "мотивация помощи" (Нартова-Бачавер С. К., 1992). Для определения выраженности реального помогающего поведения был проведен социометрический опрос. При отборе критериев мы стремились к тому, чтобы это были конкретные ситуации, приближенные к реальной жизни студентов.

В результате обработки первичных данных были выделены три группы респондентов, условно обозначаемые как "отзывчивые", "индифферентные" и "уклоняющиеся". Для обработки данных использовались статистические критерии различий для связных выборок (парный критерий Т-Вилкоксона) и несвязных выборок (критерий U-Вилкоксона - Манна-Уитни). Статистическая обработка проводилась с помощью программы SPSS 10,0.

В целом по всей группе произошло снижение показателя мотивации помощи ко второму замеру (z = -2,64, p = 0,008). Т. е. фактор включенности в ситуацию достижения привел к ослаблению мотивации помощи, что согласуется с данными Я. Рейковского. Однако динамика изменений различна. В группе студентов, удачно справившихся с контрольным тестом, существенных изменений по показателю мотивации помощи не произошло. В группе студентов неудачно сдавших тест, отмечено существенное снижение мотивации помощи (z = -3,33, p = 0,001). Что касается влияния успеха и неудачи на степень выраженности мотивации, то полученные результаты частично соответствуют выдвигаемым гипотезам. Так, студенты в случае неудачи выражали меньшее по сравнению с первым опросом желание помогать другим людям.

При сравнении результатов мотивации помощи в разных статусных группах наблюдается следующая закономерность: чем выше социометрический статус группы, тем выше в ней показатель мотивации помощи. Причем различия становятся наиболее заметны во втором срезе. Таким образом, в ходе исследования удалось изучить динамику мотивации помощи студентов в условиях включенности в ситуацию достижения, переживания успеха и неудачи.

Немцова Г. Д.

Божко Т. В.

ДРУГОЕ

» » Изучение ситуационной изменчивости мотивации помощи