Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией

Одним из тяжелых периодов в жизни каждого человека является подростковый кризис. По мнению А. Н. Леонтьева, в подростковом возрасте происходит второе рождение ребенка. В этот период перед человеком открываются новые возможности и в то же время новые сложности. Индивид в этот период времени приобретает чувство возрастной неполноценности (Бохан Т. Г., 2003). Все чаще подростки, которых не понимают, замыкаются в себе, отчуждаются от той среды, в которой живут, погружаясь в депрессию.

подростковая депрессия

Причина депрессии может развиваться при фрустрации двух потребностей (Бохан Т. Г., 2003):

• Аффилиации (потребность во включенности, т. е. в данном контексте потребность включиться в круг сверстников);

• Приватизации (потребность в отделении от родителей). Подростки, больные депрессией, часто испытывают упадок сил, они апатичны и безынициативны.

Снижение активности, отчужденность и самоизоляция от общества могут наблюдаться и при некоторых тревожных расстройствах, однако в большинстве случаев для таких больных характерно активное поведение и возбужденное состояние. Кроме того, данное расстройство может провоцировать попытки самоубийства, приводить к потере аппетита и утрате интереса к жизни.

В нашем исследовании мы предположили, что подросток, страдающий депрессией - будет иметь низкий личностный потенциал. Исследование проводилось в ОГУЗ ТКПБ (Томская клиническая психиатрическая больница) в подростковом отделении 15 г. Томска. Материалы и методы исследования. Выборку составили подростки (шесть человек) из них три девушки и три молодых человека в возрасте с 12 до 17 лет.

До нас специалисты этого отделения диагностировали пациентов при помощи методики "CDI" ("описание детской депрессии" М. Ковач). Результаты их исследования выявили наличие тяжелого состояния депрессии у подростков. При исследовании личностного потенциала у подростков, страдающих депрессией, мы использовали такие методики, как "жизнестойкость" (С. Мадди), "базисные убеждения" (Р. Янов-Бульман) и "субъективное благополучие" (Н. П. Фетискин). Использование данных методик для исследования личностного потенциала было обосновано доктором психологических наук, профессором С.А. Богомазом (Богомаз С. А., 2009).

Результаты исследования. По методике определения "жизнестойкости", исходя из среднего балла, у всех респондентов были выявлены низкие показатели по шкалам "вовлеченность" (27,5 балла) и "контроль" (22,3 балла), т. е. респонденты неспособны включаться в решение жизненных задач, контролировать свои действия, свое состояние здоровья и находиться в контакте с окружающим миром. Показатели по шкале субъективного благополучия (средний показатель по выборке составил 9 баллов) говорят о том, что подростки, скорее всего, не удовлетворены собой и своим положением, лишены доверия к окружающим и надежды на будущее. Они испытывают трудности в контроле своих эмоций, неуравновешенны, негибки, постоянно беспокоятся по поводу реальных и воображаемых неприятностей.

Эти результаты подкрепляются и данными, полученными по методике "базовые убеждения", по которой показатели соответствуют норме (3,5 балла) по таким шкалам, как: благосклонность мира, доброжелательность людей, справедливость мира, контролируемость мира, случайность и ценность "Я". По шкалам "самоконтроль" и "везение" методики "базовые убеждения", респонденты демонстрируют показатели ниже нормы (2,8 балла). Данные результаты свидетельствуют о том, что подростки склонны доверять миру с убежденностью в том, что он к ним благосклонен. Им присуще чувство справедливости в том контексте, что каждый получает то, что заслуживает, при этом - они не верят в удачный ход событий своей жизни и не питают надежд на будущее. Подростки уверены в способности контролировать происходящее, но при этом не склонны доверять себе.

В ходе проделанной работы мы подтвердили свою гипотезу, что подростки, страдающие депрессией, имеют низкие показатели личностного потенциала. Более того, полученные результаты позволяют утверждать, что депрессия может тормозить развитие личностного потенциала, т. к. это ригидная форма поведения "притупляет" активный рост подростка и способствует развитию фиксированных форм поведения. В заключение хотелось бы добавить, что низкий личностный потенциал имеет свою динамику, он развивается в течение жизни, и можно предположить, что после лечения и активной включенности в жизнь, получения необходимой психологической поддержки возможно повышение личностного потенциала за счет внутренних ресурсов.

Шухлова Ю. А.

ДРУГОЕ

» » Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией