Развитие профессионального самосознания студентов-психологов в процессе обучения

Формирование профессионального самосознания личности будущих специалистов в процессе учебно-профессиональной деятельности является актуальной проблемой современной психологии, что связано с изменившимися социальными и экономическими условиями, новациями в области профессионального образования. Профессиональное самосознание выступает в качестве центрального психического новообразования студенческого возраста и является важнейшим элементом психологической культуры будущего специалиста, а развитие профессионального самосознания рассматривается как основное содержание процесса профессионализации (Кудрявцев Т. В., 1986).

самосознание

Теоретический анализ психологической литературы позволяет констатировать многообразие точек зрения на проблему профессионального самосознания. Данный феномен рассматривается как осознание человеком своей принадлежности к профессиональной группе (Парыгин Б. Д., 1971), как средство саморегуляции личности, выражающееся в осознании собственных психических особенностей, анализе себя как субъекта деятельности, осознании и оценке системы отношений (Фам Т. Н., 1989).

С целью развития профессионального самосознания студентов-психологов нами была разработана программа психолого-педагогического тренинга. На наш взгляд, специально организованный тренинг развития профессионального самосознания, включающий, помимо специальных психокоррекционных техник, дискуссионные методы группового принятия решений, лекции, является одной из наиболее удобных, конструктивных форм психологической работы со студентами-психологами. Тренинг также предоставляет возможность самоанализа, который как средство самосознания способствует личностному и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (Богомаз С. Л., 1997).

В качестве методологической основы при разработке тренинга мы придерживались позиции П. Л. Шавира, который определяет профессиональное самосознание как установку по отношению к себе как субъекту профессиональной деятельности и осознание себя в этой деятельности (П. Л. Шавир, 2005).

Разработанная программа была реализована в 2010 на базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. В исследовании принимали участие студенты третьего курса (10 человек). Занятия проводились два раза в неделю по 1 часу 20 минут в течение пяти недель. В процессе реализации программы тренинга решались задачи: развитие когнитивного (расширение системы знаний о себе как личности и профессионала), аффективного (выработка адекватной самооценки) и поведенческого (закрепление собственной Я-концепции в конкретных ситуациях взаимодействия, развитие эффективной саморегуляции) компонентов профессионального самосознания.

Для оценки эффективности разработанной программы использовалась методика "семантический дифференциал" Ч. Осгуда, в качестве объектов оценивания выступили имеющиеся у студентов образы "Я-реального", "Я-студента" и "Психолога". Для сопоставления показателей по шкалам, измеренным у испытуемых до и после реализации программы, использовался Т-критерий Вилкоксона. По трем из девяти переменных были выявлены статистически значимые сдвиги оценок в направлении их увеличения после проведения тренинга, а именно: "Сила Я-реального" (Т = 5,5- р < 0,05), "Активность Я-реального" (Т = 5- р < 0,01), "Активность Психолога" (Т = 5- р < 0,05).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что произошло развитие волевых осознаваемых качеств третьекурсников, их уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях- повысилась их активность, общительность, экспрессивность. Кроме того, изменился образ психолога, в котором последний предстает более активным, энергичным, деятельным, невозмутимым человеком. Можно сделать вывод о том, что проведение занятий сказалось в большей степени на поведенческом компоненте самосознания студентов, что в целом согласуется с теоретическими разработками по проблемам развития и формирования профессионального самосознания, согласно которым образ Я отличается определенной устойчивостью к различного рода психологическим воздействиям, особенно за небольшой промежуток времени, а также реализуется основной принцип деятельностного подхода, согласно которому личность развивается в значимой деятельности. На наш взгляд, необходимо усилить проводимую систематическую работу по развитию профессионального самосознания студентов-психологов на протяжении всего периода обучения в вузе, что будет способствовать более высокому уровню осознанной целенаправленной их активности.

Анискевич Е. И.

Юхновец Т. И.

ДРУГОЕ

» » Развитие профессионального самосознания студентов-психологов в процессе обучения