Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов

В ряду наиболее важных проблем психологии стоит проблема поиска ценностей и смыслов юношами с гуманитарной и технической направленностью. Это обусловлено тем, что данная проблема весьма актуальна своей новизной и неразработанностью. Сегодня уже общеизвестно, что смысловая сфера человека является той высшей инстанцией, которая подчиняет себе все его другие жизненные проявления, определяет направленность и пристрастность человеческого познания.

Профессиональная направленность

И именно образовательная деятельность оказывает огромное влияние на становление и развитие смысложизненной и ценностной концепции личности, так как, с одной стороны, образовательные учреждения являются одними из основных институтов социализации личности, общение с педагогами, сверстниками наполняет определенным смыслом жизнедеятельность учащихся- с другой стороны, получаемые знания способствуют развитию и становлению личности, формированию субъективного мировоззрения.

Большинство отечественных и зарубежных ученых едины в том, что смыслы людей не существуют сами по себе, вне контекста общества, они обусловлены потребностями и интересами социальных субъектов, объективны по природе и имеют субъективную форму выражения. Юношеский возраст является решающим для формирования системы личностных смыслов и ценностей. В данный период личностного развития смыслы и ценности формируются в определенную систему, характеризующуюся динамичностью, иерархичностью и устойчивостью. Данная система опосредует дальнейшее развитие ценностных ориентаций, мировоззрения, идентичности. Для нас важно было выявить взаимосвязь ценностей и смыслов юношей с гуманитарной и технической направленностью для построения модели психологического сопровождения профессионального самоопределения юношей и девушек с учетом их ценностных и смысловых ориентаций.

Для подтверждения теоретических положений о взаимосвязи ценностей и смыслов в зависимости от гуманитарной и технической направленности юношей, нами было проведено экспериментальное исследование. Экспериментальное исследование проводилось в 2009-2010 гг. на базе МОУ "СОШ № 9" и МОУ "Лицей" г. Лесосибирска. Выборка представлена юношами и девушками в возрасте 16-17 лет, в количестве 30 человек. В качестве диагностического инструментария мы использовали тест "смысложизненных ориентаций" (СЖО), адаптированный Д. А. Леонтьевым, психодиагностическую "методику предельных смыслов" (Д. А. Леонтьев) и тест "ценностные ориентации" М. Рокича.

Анализируя результаты, полученные при диагностике ценностных и смысловых ориентаций, можно сделать вывод, что юноши и девушки имеют сложившуюся систему ценностей и смыслов. У большинства юношей и девушек первичным смыслом жизни выступает окончание школы, получение аттестата. Почти все ученики хотят поступить в вуз и получить диплом, а, следовательно, найти высокооплачиваемую работу и создать семью.

Уровни наличия смысложизненных ориентаций также имеют свои различия. У учеников с технической направленностью преобладает высокий уровень смысложизненных ориентаций, а у учеников с гуманитарной направленностью - средний уровень смысложизненных ориентаций, но имеет место быть и высокий, но в меньшем процентном соотношении. Низкий уровень смысложизненных ориентаций у старшеклассников разных направленностей имеет одинаковый показатель. И, наконец, ценности, которые для юношей и девушек гуманитарной и технической направленности имеют наибольшее значение: здоровье, материально обеспеченная жизнь, любовь, семья, а также забота, честность, жизнерадостность и терпимость. Наименее значимыми ценностями являются: красота природы и искусства, развитие, познание и творчество.

Для изучения взаимосвязи ценностей и смыслов юношей с гуманитарной и технической направленностью мы провели корреляционный анализ при уровне значимости 5%. Мы отмечаем, что существуют статистически значимые взаимосвязи между ценностями и смыслами в зависимости от технической и гуманитарной направленности. Так, у юношей с гуманитарной направленностью выявлена взаимосвязь ценности "любовь" со шкалой методики СЖО "процесс" (r = 0,56), ценности "ответственность" со шкалой "локус контроля Я" (r = 0,62) и ценности "широта взглядов" со шкалой "результат" (r = 0,58). А у юношей с технической направленностью выявлена взаимосвязь ценности "любовь" со шкалами методики СЖО "цели", "локус контроля - Я", "Локус контроля - Жизнь" (r = - 0,56- r = - 0,60- r = - 0,62 соответственно). Ценность "исполнительность" взаимосвязана со шкалой методики СЖО "цели" (r = - 0,53).

Хвоина Т. В.

ДРУГОЕ

» » Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов