Типы профессиональной позиции студента-психолога

В последнее десятилетие в России делается существенная ставка на компетентностный подход в образовании, который напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но как личности и члена социума. По данным, расположенным на федеральном портале российского образования, 294 вуза имеют факультеты и отделения, готовящие психологов.

психологи

Однако практической работой в сфере психологии впоследствии занимается лишь около 30% выпускников. В связи с этим при подготовке профессиональных психологов особое внимание необходимо уделять не только приобретению студентами высокой квалификации, но и формированию профессиональной позиции, личностного отношения к предстоящей деятельности.

Актуальность изучения содержания профессиональной позиции, специфики ее развития у студентов-психологов на разных этапах получения профессионального образования определили тему исследования. В общий объем выборки вошли студенты-психологи с первого по пятый курс в количестве 277 человек. Для исследования параметров профессиональной позиции студентов-психологов использовали мини-тест для изучения профессиональных позиций Л. Б. Шнейдер.

Для статистической обработка данных применяли кластерный анализ. Выявлены семь типов профессиональной позиции: "продуктивная", "сопереживающая", "самопознания", "восторженная", "потенциальная", "отсутствующая", "разочарования в профессии".

"Продуктивная позиция". Студенты-психологи высоко оценивают удовлетворение от помощи другим людям, при этом наблюдается интернальная позиция при оценке своего профессионального будущего. Позитивно оценивают себя как психолога, осознавая недостаточный опыт в практической психологии.

"Позиция самопознания". Данная группа студентов-психологов имеет низкие оценки удовлетворенности своим образом Я, профессиональной самооценки, практического опыта и стремления к профессиональному развитию, самосовершенствованию. Невысоки оценки профессионально важных качеств - таких, как эмпатия, искренность, тепло.

"Потенциальная позиция". Студенты, сформировавшие данную группу, высоко оценивают свою роль в профессиональном будущем. В целом удовлетворены своим образом Я, но невысоко оценивают себя как психологов, отмечают наличие коммуникативных навыков и некоторый опыт в практической психологии, свои планы в целом не связывают с деятельностью психолога. Проявляют эмпатию, тепло искренность в отношениях.

"Восторженная позиция". Данная группа студентов-психологов высоко оценивает роль образования в успешности своей будущей профессиональной деятельности, подчеркивает высокую значимость собственной активности в профессиональном развитии. Кроме того, важным параметром является желание помогать людям. Свои профессиональные планы стеденты связывают с деятельностью психолога, но невысоко оценивают у себя такие качества, как конкретность, инициативность, спонтанность.

"Отсутствующая позиция". Студенты-психологи, отмечая зависимость профессионального будущего от собственной активности, низко оценивают свой практический опыт, у них отсутствует стремление к профессиональному саморазвитию и желание в будущем видеть себя психологом. Отмечают, что окружающие не ценят их, как профессионалов.

"Сопереживающая позиция". Отличается желанием помогать людям при профессиональных планах в области психологии и интернальной позицией в отношении профессионального будущего. Наряду с отмеченными признаками студенты выделяют отсутствие практического опыта, недостаток знаний о деятельности практического психолога и профессиональных знаний в целом. Низка оценка себя как психолога.

Позиция "разочарования в профессии". Студенты-психологи выделяют собственные усилия в профессиональном развитии, отмечая некоторый опыт в практической психологии. Низка роль получаемого образования в успешности профессиональной деятельности. Критично оценивают спонтанность, инициативность, конкретность. При желании оказывать помощь людям, стремление работать практическим психологом не выражено.

При переходе от первого курса к пятому уменьшается доля студентов-психологов, демонстрирующих "сопереживающую", "восторженную" позицию и позицию "самопознания", увеличивается доля студентов с "потенциальной" и "отсутствующей" профессиональной позицией, "продуктивная" позиция доминирует у студентов- психологов на протяжении всего процесса обучения в вузе. Третий год обучения характеризуется резким увеличением доли студентов с позицией "разочарования в профессии".

Соколовская О. К.

ДРУГОЕ

» » Типы профессиональной позиции студента-психолога