«Сложные аналогии»

Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых.
Методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти "аналог", то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью. Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Инструкция: перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр».
Вы должны определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого записать ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу.

Шифр

Овца-стадоМалина-ягодаМоре-океан Свет-темнотаОтравление-смертьВраг-неприятель
АБВГДЕ
  1. Испуг – бегство
  2. Физика – наука
  3. Правильно – верно
  4. Грядка – огород
  5. Пара – два
  6. Слово – фраза
  7. Бодрый – вялый
  8. Свобода – воля
  9. Страна – город
  10. Похвала – брань
  11. Месть – поджог
  12. Десять – число
  13. Плакать – реветь
  14. Глава – роман
  15. Покой – движение
  16. Смелость – геройство
  17. Прохлада – мороз
  18. Обман – недоверие
  19. Пение – искусство
  20. Тумбочка – шкаф

Ключ

1234567891011121314151617181920
ДБЕАЕАГЕВГДБЕАГЕВДБВ

Оценка

оценка в баллах987654321
количество правильных ответов19181715-1612-1410-118-976

Анализ результатов.
Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.
Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.
Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость - скупость", "прохлада - мороз".
Норма правильных ответов - 5 и выше.

ДРУГОЕ

«Количественные отношения» фото

«Количественные отношения»

Данная методика предназначается для оценки логического мышления взрослого человека и подростков. Обследуемым…

«Анаграммы - 2011. Форма а»(а-2011.а) фото

«Анаграммы - 2011. Форма а»(а-2011.а)

Методика предназначена главным образом для выявления комбинаторных способностей, уровня беглости абстрактно-логического…

«Заучивание 10 слов»а.р. Лурия фото

«Заучивание 10 слов»а.р. Лурия

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.…

Тесты умственного развития фото

Тесты умственного развития

При разработке этой методики использовался принцип норматив­ной диагностики, т. е. диагностики, ориентированной не на…

Качественный анализ фото

Качественный анализ

метод психологического исследования, при котором не используются количественные показатели, а выводы делаются только на…

» » «Сложные аналогии»